Понятие и основные уровни системы права

Системность называется в числе основных признаков права, характеризующих его сущность. Принято считать, что право представляет собой систему (в переводе с греческого — «целое, составленное из частей», «соединение»), т. е. совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом, которая отличается целостностью, единством.

Из опыта средней и высшей школы вам известно множество примеров самых различных систем: социальных, математических, физических, биологических и др. К настоящему моменту сложилась теория систем — междисциплинарная область науки, изучающая объекты, которые являются системами. Система права — одна из таких систем.

В первом, самом общем приближении система предполагает наличие элементов — частей системы, ее «кирпичиков» и структуры — отношений и связей между элементами. Первичными элементами системы права являются отрасли, институты и нормы права. Как и в любой системе, разветвленные отношения между первичными элементами приводят к образованию вторичных элементов — подотраслей, комплексных отраслей, субинститутов и др. (см. рисунок).

Хотя право — творение рук человеческих, его система носит объективный характер, связанный с характером существующих в обществе отношений, регулируемых правом. Очевидна широта и неоднородность этих отношений, обусловливающая широту и неоднородность системы права.

Вместе с тем система права представлена в научной литературе весьма субъективно, зависит от взглядов правоведов, исследующих и классифицирующих правовые нормы. От субъективных взглядов ученых зависит и количество отраслей и институтов права, и местоположение границ, отделяющих элементы системы права друг от друга. Поэтому излагаемые в литературе представления о количестве и наименовании отраслей российского права — не более чем определенные традиции, сложившиеся в отечественной правовой науке.

Основным элементом структуры права является отрасль права — совокупность юридических норм, составляющих самостоятельную часть системы права и регулирующих специфическим методом качественно однородную область общественных отношений.

Традиционно критериями отнесения норм права к отраслям являются предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования — общественные отношения, регулируемые правом, а также объективно требующие правового регулирования. Поскольку право по своей основной сущностной характеристике является регулятором отношений в обществе, предмет правового регулирования — ключевой критерий дифференциации юридических норм по отраслям.

Различные общественные отношения неодинаковы по своему составу, т. е. по объектам, участникам (субъектам), их деяниям, иным юридически значимым социальным фактам (событиям, обстоятельствам, состояниям), поэтому объективно требуют различных средств правового регулирования.

Иначе говоря, одни и те же средства правового регулирования не могут быть применимы, например, к отношениям по воспитанию детей и к отношениям по перевоспитанию лиц, отбывающих наказание за совершение уголовно наказуемых деяний, к браку и купле продаже.

«Поскольку в военном поселении все делалось по обязанности, то и браки также были делом обязательным. Заключались браки следующим образом. Время от времени составлялись списки тех, кому пришла пора жениться и выходить замуж.

В назначенный день собирали тех и других. Свернутые билетики с именами женихов и невест кидали в две капральские шапки и производили розыгрыш, кому кто достанется. К парам, не желавшим вступать в брак таким путем, принимались сначала мягкие меры. Когда же мирные увещания не помогали, в ход пускались угрозы. После «вразумления», которое всегда имело успех, парочки являлись к венцу и представляли священнику удостоверение, заготовленное начальством, о своем «обоюдном согласии» сочетаться браком. Молодые вступали в брак…».

Приведенный исторический сюжет может служить иллюстрацией применения к семейным отношениям средств правового регулирования, предназначенных для совсем иных – административных отношений.

Второй критерий для выделения отрасли права — своеобразие метода правового регулирования.

Метод правового регулирования — совокупность способов правового воздействия на определенную область общественных отношений (т. е. на предмет регулирования).

Критерий метода правового регулирования был назван отечественными учеными юристами в числе основных, используемых для дифференциации юридических норм по отраслям права, в середине XX в. Однако до сих пор является дискуссионным наличие особых отраслевых методов у многих отраслей права, само существование которых при этом никем под сомнение не ставится.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)