Понятие и правовая природа лицензирования

Понятие «лицензирование» является распространенным и часто употребляемым в российском законодательстве и юридической науке. Однако, что такое лицензирование, вопрос далеко не очевидный. Не вызывает сомнений только то обстоятельство, что лицензирование – это разрешение на то или иное действие.

Продолжительное время и в законодательстве не было четкого определения понятия «лицензирование». В некоторых нормативных актах лицензирование относится к функции государственной власти (например, в ст. 10 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции»), в других лицензирование включают в перечень обязанностей государственных органов.

Часто термин «лицензирование» подменяют словосочетанием «выдача государственного документа на право заниматься определенными видами деятельности (лицензии)».

В настоящий момент Закон о лицензировании определяет лицензирование как мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Надо отметить, что представление о лицензировании как о мероприятиях не устраивает многих правоведов. Причиной тому является то обстоятельство, что под мероприятиями в русском языке понимают скорее отдельные разовые действия, нежели непрерывную целенаправленную деятельность, в то время как лицензирование – это, безусловно, обусловленная определенной управленческой целью деятельность лицензирующих органов.

В связи с существующей неопределенностью в отношении понятия лицензирования в действующем законодательстве для определения понятия необходимо разобраться в его правовой природе лицензирования.

В правовой доктрине существуют различные представления о сущности лицензирования.

Большинство ученых соглашаются с тем, что в основе правовой природы лицензирования – мера, способ, метод, форма государственного управления. Так, Ю.Н. Мильшин считает лицензирование одной из мер государственного воздействия на предпринимательскую деятельность, отмечая при этом, что отсутствие в течение долгого времени определения данного понятия с указанием всех существующих признаков затрудняет поиск ответа на вопрос, что включает в себя это понятие.

А.П. Алехин и Ю.М. Козлов рассматривают лицензирование как один из видов правовых форм управления, поскольку лицензирование оформляется и осуществляется на основе правового акта (лицензии), на основе которого возникают административно-правовые отношения между лицензиатом и органом исполнительной власти.

Авторы учебника «Предпринимательское права» под редакцией Н.И. Клейн понимают под лицензированием «вид государственного контроля за предпринимательской деятельностью». Однако следует отметить, что до недавнего времени многие ученые отождествляли лицензирование с разрешительной системой и называли ее лицензионно-разрешительной.

В советском административном праве под разрешительной системой понималась совокупность правил, регламентирующих порядок производства, приобретения, пользования, сбыта, перевозки некоторых предметов и веществ, а также порядка открытия и функционирования некоторых предприятий.

В юридической литературе лицензионно-разрешительная система рассматри­вается в двух аспектах: в широком и узком смысле. В широком смысле лицензионно-разрешительная система определялась как объект управляющего воздействия уполномоченных государственных органов, определенная совокупность общественных отношений, складывающихся вследствие реализации господствующих в обществе правовых норм.

В пределах такого понимания в юридической литературе выделялись и специфические категории: лицензия, разрешения и т.п.

Так, Н.И. Буденко под лицензионно-разрешительной системой в широком смысле понимает закрепленный в правовых нормах порядок, предусматривающий обязательность получения от уполномоченных государственных органов разре­шений (лицензий) на совершение определенных действий или получения определенных правомочий предприятиями, учреждениями, организациями либо отдельными гражданами.

По мнению А.Б. Гормаха, лицензионно-разрешительная система в узкой трак­товке включает в себя лишь определенную совокупность общественных отношений, осуществляемых органами государственной власти и складывающихся в порядке приобретения, транспортировки, использования и сбыта определенных предметов и веществ, а также в открытии и функционировании определенных предприятий, организаций в целях обеспечения личной безопасности граждан, общественной безопасности и охраны общественного порядка.

Д.В. Осинцев, рассматривая лицензионно-разрешительную систему в широком смысле, считает, что это «особый вид административной деятельности, направленной на государственное подтверждение квалификации и профессиональных ка­честв отдельных субъектов, предоставления им специальных правовых статусов (специальной правоспособности или отдельных прав), позволяющих заниматься деятель­ностью (совершать действия), которая требует высокого профессионализма и квалификации субъекта-исполнителя или является исключительной в сравнении с общими требованиями административно-правовых режимов»

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)