Положение женщин на рынке труда и в бизнес-слое
Во всем мире увеличивается число женщин, участвующих в принятии решений на макро- и микроуровнях в экономической сфере. Вместе с тем, по данным Международного Центра торговли, количество женщин-менеджеров и предпринимательниц все еще невелико, особенно в секторе международной торговли.
В России при переходе от экстенсивной экономики к рыночно ориентированной доступ женщин к сфере управления и принятия решений значительно уменьшился.
Ситуация в России. Положение российских женщин на рынке труда обусловлено сложившимся общим положением женщин в нашей стране к концу 1980-началу 1990-х гг. Его можно охарактеризовать следующим образом:
- более низкая по сравнению с мужчинами квалификация;
- более низкая по сравнению с мужчинами оплата труда;
- ограниченный набор профессий;
- специфически отраслевое распределение;
- горизонтальная профессиональная мобильность, т. е. без повышения в должности и квалификация;
- тяжелые и вредные условия труда;
- более высокий уровень безработицы среди женщин (по разным данным — от 61 до 75%)’;
- отчуждение женщин от участия в высших политических и управленческих структурах;
- воспроизводство традиционного общественного сознания и массовой психологии, настроенных против профессионально и социально активной роли женщин.
Немногочисленные исследования, проведенные в нашей стране, все же помогают, хотя и фрагментарно, представить положение женщин в менеджменте и предпринимательстве в России.
Есть и другая точка зрения, на основании которой уровень безработицы мужчин и женщин примерно одинаков (5 и 4,8% экономически активного населения). Появление такой точки зрения обусловлено преимущественной регистрацией женщин на контролируемой части рынка труда. По данным Федеральной службы занятости, безработица среди женщин была в два раза выше, чем у мужчин.
Только 7% женщин с высшим и средним специальным образованием становятся руководителями, в то время как среди специалистов-мужчин руководителем становится каждый второй (Д. И. Балибалова, 1995). Распределение данных по объединенному мониторингу с марта 1993 по март 1994 г. показало, что владельцев и совладельцев частного предприятия, дела и организации среди женщин 2,9, мужчин — 5,6%. Среди работающих индивидуально, имеющих собственную фирму, женщин 1,7, мужчин — 3,8%. К руководителям, главным специалистам предприятия, организации, органов управления, отнесли себя 2% женщин, мужчины — в 2 раза больше. Руководителями структурных подразделений являются 3,6% женщин и 5,6% мужчин.
По данным Госкомстата Российской Федерации, среди совладельцев товариществ с ограниченной ответственностью — 39% женщин, кооператоров — 23%, предпринимателей, использующих труд наемных работников, — 17-19%, среди фермеров — до 1/5; доля женщин в индивидуально-трудовой деятельности — более трети. По данным И СИ РАН за 1992 г., более энергично ведут себя женщины зрелого возраста — их было 83% в изученной совокупности предпринимательниц. Молодые женщины предпочитают занятость в предпринимательском секторе, но на наемных должностях преобладают женщины с высшим образованием (0,9% — со средним, 34,9 — со специальным и 64,2% — с высшим образованием), т. е. группа, которой безработица угрожает в наибольшей степени. По месту жительства более благоприятными для организации бизнеса являются крупные города, особенно столицы, хотя с 1993 г. увеличилось движение в провинции.
Профессиональный профиль женского предпринимательства в основном тра-диционен: легкая промышленность, ремесла и промыслы, консультативная, учебная деятельность, народная медицина, косметологические услуги и пр. Однако, по мнению многих экспертов, предпринимательство женщин носит пока элитарный характер (А. Котляр, Г. Силласте, Л. Ржаницына). Большинство женщин предпочитает трудиться за гарантированную заработную плату в государственном секторе.
Социологические исследования на КамАЗе показали, что более трети опрошенных женщин хотели бы перейти из государственного сектора экономики в кооперативы, малые и совместные предприятия, заняться индивидуальной трудовой деятельностью. При этом почти 15% женщин хотели бы создать свое дело, организовать свое предприятие.
Сами женщины указали причины, мешающие созданию собственного дела:
- отсутствие правовых гарантий и несовершенство системы законодательства;
- нестабильная экономическая обстановка в стране;
- большая уязвимость перед рэкетом, отсутствие безопасности;
- заниженная самооценка.
Ситуация в США. Продвигаясь по службе, приближаясь к тем сферам, где делаются большие деньги и принимаются решения, женщины сталкивались с феноменом «стеклянного потолка». В списке 200 высокооплачиваемых руководителей экономики и производства США не было ни одной женщины. На следующем уровне — уровне «исполнительной верхушки» — женщин в 1991 г. было столь же мало, как и 10 лет назад: 2,7%. В среднем менеджменте женщины (в основном 35-летние) занимают более половины всех мест.
Изменился и состав обучающихся в университетах и колледжах. Первый выпуск из Гарвардской школы бизнеса состоялся в 1960-е гг. Женщин среди выпускников насчитывались единицы. Если раньше количество студенток, специализирующихся в бизнесе и менеджменте, составляло менее 10%, то в последующем — более 50%. В 1989 г. каждая пятая студентка получила диплом специалиста по организации и экономике производства. Например, в 1960 г. в Американской школе международного менеджмента обучалось менее 2% женщин, через 20 лет — 33%.
Согласно опубликованным в феврале 1993 г. исследованиям о профсоюзах США женщины занимали должности: 20% — руководителей на местах, 8% — в национальных комитетах и только две — председателя Американской Федерации труда и Конгресса производственных профсоюзов (всего в этой организации 86 председателей). Что касается предпринимательства, то 4,1 млн фирм США полностью или частично принадлежат женщинам. Но лишь 32 тыс. из этих фирм достигли годового оборота более чем в 1 млн долл. Примерно одну треть новых миллионеров США составили молодые женщины-предпринимательницы.
По данным МОТ и ООН, в 1990 г. женщины составляли 36% трудящихся в производственной сфере. Несмотря на это, в большинстве стран они занимают лишь незначительную часть административных постов и руководящих должностей (от 10 до 20%). Разрыв в заработной плате мужчин и женщин практически во всех странах составляет от 25 до 40%, на долю женщин приходится десятая часть мирового дохода и одна сотая часть всей мировой собственности.
- Внутренние коммуникации туристской фирмы
- Внешние коммуникации в туристском бизнесе
- Оформление и работа офиса
- Имидж в туризме
- Образ туристского продукта
- Планирование и организация рекламной кампании туристской фирмы
- Организация рекламной деятельности туристской фирмы
- Виды рекламы туристской фирмы
- Назначение и роль рекламы в индустрии туризма
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу