Подготовка преподавателя к семинару

Мотивы, побуждающие преподавателя к высококачественному проведению семинаров, как и лекции, можно подразделить на постоянно действующие (чувство долга, интерес к этой форме занятия и др.) и ситуативные, которые порождаются условиями и задачами проведения данного семинара (понимание необходимости углубления знаний по определенным вопросам, проведение организаторской работы и т.д.).

Подготовка к семинару сводится к следующему плану:

  1. Выбор темы, определение цели и задач.
  2. Подбор дополнительной литературы.
  3. Подготовка вопросов для обсуждения.
  4. Распределение заданий и тем для сообщений.
  5. Организация предварительной работы, консультации.
  6. Определение критериев оценки выступлений.
  7. Выбор методов и приемов проведения.
  8. Подбор средств наглядности.
  9. Составление плана проведения семинара.

Таким образом, подготовка преподавателя к семинару традиционно начинается с ознакомления преподавателя с темой, проблемами семинара и методическими указаниями кафедры по его проведению, изложенными в тематическом плане по учебной дисциплине.

Затем, определяются цели семинара, избирается форма его проведения в соответствии с поставленными целями и характером информации.

После просмотра тематического плана, учебной программы и методической литературы преподаватель приступает к составлению плана семинара, в котором указываются вопросы для обсуждения, литературные источники с указанием страниц.

Отбирать рекомендуемую литературу следует с учетом новизны (предпочтительна новая), объема, сложности текста и доступности при поиске. Целесообразно использовать хрестоматии и различные методические пособия.

После просмотра учебников и методической литературы преподаватель приступает к составлению плана семинара.

Прежде всего, формулируется тема, определяется ее цель и задачи: пополнить лекционную информацию, повторить для закрепления в памяти, научить приемам работы с этой информацией и др.

Затем избирается форма проведения семинара в соответствии с поставленными целями и характером информации.

После этого составляется план, в котором указываются вопросы для обсуждения, литературные источники с указанием страниц.

Полезно сформулировать критерии оценки выступления вместе с временным показателем.

Желательно подготовить вопросы для контроля усвоения учебного материала и дополнительный материал, который для студентов будет новым и интересным.

Для каждого вопроса плана целесообразно подготовить резюме, т.е. кратко сформулировать освоенную информацию для записи в тетрадях студентов.

Интересно
План затем в письменном виде предоставляется студентам. Желательно дать студентам методические рекомендации по подготовке к семинару. После проведения семинара полезно провести анализ его эффективности, чтобы в дальнейшем не допустить тех же ошибок.

Нельзя превращать семинар в простое повторение лекционного материала с громоздкими и скучными докладами, представляющими собой элементарное воспроизведение информации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)