Подготовка к проведению аттестации

Периодическая аттестация гражданских служащих, как уже отмечалось, проводится в установленном Законом о государственной гражданской службе порядке и случаях. В силу этого Закона (ч. 19 ст. 48) 1 февраля 2005 г. Указом Президента Российской Федерации утверждено Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее – Положение).

Положением определяется порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, замещающих должности государственной гражданской службы Российской Федерации в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации или их аппаратах (далее – государственный орган).

С принятием названного Положения признано утратившим силу Положение о проведении аттестации федерального государственного служащего, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 1996 г. N 353.

Подготовительный период является наиболее ответственным этапом организации аттестации.

От того, насколько своевременно и в соответствии с Положением выполнена подготовительная работа, предусмотренная на этом этапе, во многом зависят конечные результаты аттестации:

  • определение степени служебного соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы; выявление перспективы использования потенциальных способностей гражданского служащего, стимулирование роста его профессиональной компетенции;
  • определение степени необходимости повышения квалификации; обеспечение возможности долгосрочного планирования передвижения кадров, а также своевременного освобождения гражданского служащего от замещаемой должности.

Подготовка к аттестации должна проводиться планомерно и включать в себя следующие этапы:

  • организация разъяснительной работы в коллективе о целях, задачах и порядке проведения аттестации;
  • уточнение круга гражданских служащих государственного органа, подлежащих аттестации;
  • утверждение графика и сроков проведения аттестации;
  • создание аттестационной комиссии;
  • подготовка необходимых документов на аттестуемых и представление этих документов в аттестационную комиссию;
  • проверка наличия и ознакомление членов аттестационной комиссии с должностными регламентами аттестуемых гражданских служащих.

В соответствии с п. 7 Положения подготовку к проведению аттестации следует начать с издания руководителем государственного органа правового акта (приказа, распоряжения), содержащего положения:

  • о формировании аттестационной комиссии;
  • об утверждении графика проведения аттестации;
  • о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;
  • о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.

В правовом акте о проведении аттестации перед руководителями соответствующих структурных подразделений государственного органа (работы с кадрами, юридической службой и др.) ставятся соответствующие задачи по обеспечению подготовки, проведения и завершения аттестации.

Правовым актом определяются конкретные сроки проведения аттестации по соответствующим должностям персонально для каждого гражданского служащего, утверждается график проведения аттестации и состав аттестационной комиссии.

График проведения аттестации ежегодно утверждается представителем нанимателя и доводится до сведения каждого аттестуемого гражданского служащего не менее чем за месяц до начала аттестации (п. 10 Положения). В графике указываются:

  • наименование государственного органа, подразделения, в котором проводится аттестация;
  • список гражданских служащих, подлежащих аттестации, с указанием фамилии, имени, отчества; занимаемой должности;
  • дата, время и место проведения аттестации;
  • дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов на аттестуемых гражданских служащих с указанием ответственных за их представление руководителей соответствующих подразделений государственного органа.

График является правовым основанием проведения аттестации в отношении каждого гражданского служащего, подлежащего в соответствии с Законом и Положением периодической проверке его профессиональных и других качеств.

Гражданский служащий заранее должен быть предупрежден представителем нанимателя о такой проверке для того, чтобы своевременно подготовиться к ответам на вопросы, поставленные аттестационной комиссией, касающиеся его служебных обязанностей (трудовой функции) согласно заключенному служебному контракту.

В графиках необходимо предусмотреть резервное время для проведения аттестации тех лиц, которые в установленное время не были аттестованы по уважительным причинам (болезнь, командировки, выполнение государственных или общественных обязанностей и т.п.). Вместе с тем такие поправки в графиках не должны приводить к нарушению общих сроков аттестации, установленных правовым актом государственного органа.

Одним из важных подготовительных этапов проведения аттестации является создание аттестационных комиссий, куда поступают на рассмотрение необходимые документы аттестуемых гражданских служащих.

Говоря о значении аттестационной комиссии, следует особо подчеркнуть, что принятое комиссией в отношении аттестуемого гражданского служащего решение будет объективным только в том случае, если в этом решении отражено мнение большинства членов комиссии. Для этого должны быть созданы все условия для формирования и свободного выражения независимого мнения каждого участника процедуры аттестации.

В соответствии с Законом о государственной гражданской службе (части 9 и 10 ст. 48) и Положением (п. 8) для проведения аттестации гражданских служащих правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия, в состав которой включаются:

  • представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы),
  • представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой,
  • а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов – специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов.

Число независимых экспертов должно составлять не менее четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения. На время аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается (п. 13 ст. 48 Закона о государственной гражданской службе).

В зависимости от специфики должностных обязанностей гражданских служащих в государственном органе может быть создано несколько аттестационных комиссий.
В соответствии с п. 9 Положения аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Все члены аттестационной комиссии при принятии решений обладают равными правами.

С принятием правового акта о формировании аттестационной комиссии она приступает к своей работе. Работа начинается с подготовки к проведению аттестации.

В период подготовки председатель аттестационной комиссии распределяет обязанности между членами комиссии по проведению разъяснительной работы в соответствующих подразделениях государственного органа о порядке и сроках проведения аттестации, осуществлению контроля за своевременностью, полнотой, объективностью и качеством представляемых в комиссию необходимых документов, характеризующих профессиональные и личные качества аттестуемых гражданских служащих; уточняет порядок проведения заседаний комиссии.

Обсуждает с членами комиссии требования, которым должны соответствовать аттестуемые гражданские служащие согласно занимаемой должности.

В силу Положения (п. 12) подготовка необходимых документов для проведения аттестации гражданского служащего предусматривает составление на него непосредственным руководителем мотивированного отзыва об исполнении аттестуемым должностных обязанностей за аттестационный период.

Такой отзыв в аттестационную комиссию представляется не позднее чем за две недели до начала аттестации. Отзыв подписывается непосредственным руководителем аттестуемого и утверждается вышестоящим руководителем.

Юридическое значение отзыва выражается в том, что он является одним их главных письменных документов, подтверждающим в значительной степени факт выполнения или невыполнения аттестуемым гражданским служащим возложенных на него трудовых обязанностей.

Следовательно, отзыв лежит в основе признания гражданского служащего соответствующим или не соответствующим занимаемой должности.

Отзыв включает следующие сведения о гражданском служащем:

  • фамилия, имя, отчество;
  • замещаемая должность гражданской службы на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность;
  • перечень основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых гражданский служащий принимал участие;
  • мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

К такому отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Кадровая служба государственного органа не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить каждого аттестуемого гражданского служащего с представленным отзывом об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период.

При этом аттестуемый гражданский служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя (п. 15 Положения).

Представляемый на гражданского служащего отзыв должен содержать объективные сведения о его гражданской службе, мотивированную оценку профессиональных, личных качеств и результатов служебной деятельности аттестуемого.

В отзыве целесообразно отразить также своевременность выполнения заданий и поручений, относящихся к должностным обязанностям аттестуемого, качество и сложность работы, степень самостоятельности при ее выполнении, инициативность, наличие элементов творчества и использование эффективных методов работы, соблюдение служебной дисциплины.

В отзыве должны быть отмечены также недостатки в работе аттестуемого гражданского служащего, факты упущений и ошибок при исполнении служебных обязанностей, причины неправильного поведения и т.п. При составлении отзыва на руководителя, наряду с указанными данными, рекомендуется также отметить достигнутые результаты возглавляемого им подразделения государственного органа.

Следует иметь в виду, что ни Закон о гражданской службе, ни Положение о проведении аттестации гражданских служащих не устанавливают исчерпывающего перечня документов и иной информации, анализируемой аттестационной комиссией.

И надо признать, что это правильно. Дело в том, что специфика работы целого ряда гражданских служащих может вызвать потребность в получении дополнительных сведений об аттестуемом (о состоянии здоровья, специальной подготовке и т.д.). Поэтому устанавливать какой-либо единый перечень документов, представляемых на аттестуемых гражданских служащих, на наш взгляд, нецелесообразно.

При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется также аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации. Форма аттестационного листа устанавливается Положением о проведении аттестации.

Представляемые в аттестационную комиссию документы должны отражать необходимую информацию об аттестуемом гражданском служащем за отчетный период, а для аттестуемых впервые – за период их работы в данной должности соответствующего государственного органа.

Информация, относящаяся к более отдаленному периоду, не может иметь решающего значения при вынесении заключения аттестационной комиссии о квалификации гражданского служащего и соответствии его занимаемой должности.

Одним из основных участков в работе аттестационной комиссии является ознакомление с поступившими в комиссию документами и другой информацией об аттестуемых гражданских служащих.

Каждый член аттестационной комиссии вправе потребовать от председателя или его заместителя своевременного ознакомления с представленными на аттестуемых документами, высказать свое мнение по поводу их содержания, оформления, достоверности и необходимости дополнительного сбора какой-либо информации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)