По отношению к какому числу следует вычислять процент в одномерных распределениях?

Казалось бы, этот вопрос не должен вызывать сомнений; само собой разумеется, что по отношению к числу опрошенных. Но этот вопрос и не возникает, если на поставленный в анкете вопрос ответили все респонденты. Но довольно часто общее число опрошенных и число людей, давших содержательный ответ на поставленный вопрос, не совпадают.

К этому приводят разные причины. Во-первых, интервьюеры, несмотря на достаточно жесткие инструкции и контроль, все же могут пропускать коди¬ровку некоторых ответов (не говоря уже об анкетах, полученных методом самозаполнения).

Не следует забывать, что интервьюеры — живые люди, а процесс интервью — достаточно сложная эмоциональная ситуация (респонденты в процессе интервью нередко отвлекаются, дают слишком пространные ответы; интервьюер ищет пути возвращения к теме интервью, и в какие-то моменты, даже получив ответ на поставленный вопрос, может не отметить его в бланке анкеты.

Иногда, проверяя заполненный бланк, он может вспомнить, как именно ответил респондент. Но если он точно не помнит или пропустил сам вопрос в процессе интервью, то лучше в анкете оставить пропуск, чем вынуждать интервьюера отметить ответ, который не был получен от респондента.

Во-вторых, существуют и объективные причины, по которым на поставленный в анкете вопрос отвечают дале-ко не все респонденты. Среди них две являются самыми распространенными.

1. Бывают такие вопросы, которые не имеют отношение к данному респонденту. Например, вопрос, который приводился выше: «Удовлетворены ли вы своей работой?» не имеет отношение к тем, кто в настоящее время не работает. В данном случае можно отсеять неработающих, но в таблице следует указать абсолютное значение числа рабо-тающих. Может быть и более неопределенная ситуация.

Например, вопрос касается оценки работы детских учреждений (детских садов, школ и т.п.): «Улучшились или ухудшились условия пребывания детей в детских садах?» Кто должен давать ответ на этот вопрос?

На первый взгляд, вроде бы понятно — родители, имеющие детей соответствующего возраста. Однако респондента может волновать этот вопрос, даже если у него самого нет таких детей (респонденты могут иметь внуков, братьев, сестер, племянников, детей знакомых, могут иметь профессиональное отношение к детским учреждениям; в связи с этим их очень беспокоит этот вопрос, и они имеют выраженное отношение к нему).

Более того, родители, имеющие детей, могут не интересоваться и не иметь собственного мнения в отношении работы детских учреждений. В этих случаях исследователь получает несоответствие между общим числом респондентов и числом лиц, давших ответ на вопрос анкеты, а значит, не может достаточно точно определить контингент ответивших.

2. В другом случае некоторая часть респондентов (иногда достаточно большая), не хочет давать ответ на предложенный вопрос в силу тех или иных моральных соображений или не понимает формулировку вопроса, составленного автором анкеты.

Довольно часто значительная часть респондентов не отвечает на вопросы интимного характера или на конкретные вопросы, касающиеся материального положения (охотно давая общую оценку своего материального положения, многие люди не хотят отвечать на вопросы, конкретизирующие условия их жизни).

Например, на вопрос о том, что респонденты приобрели за последний год, ответ дали только чуть больше трети опрошенных, остальные респонденты отказались отвечать на этот вопрос. В результате, процентное распределение к числу ответивших существенно отличается от процентного распределения к числу опрошенных.

Оказавшись в такой ситуации (если она не была предусмотрена программой исследования), автор анализа нередко испытывает затруднение — результаты какого из распределений следует привести в аналитической таблице.

В подобной ситуации нередко оказывается исследователь не только при изучении проблем личного характера, когда не все люди хотят давать откровенные ответы на предлагаемые вопросы, но и при изучении политических пристрастий и ориентации (поддержка населением различных политических партий или лидеров, электоральные ориентации и т.п.).

На вопросы, касающиеся политических предпочтений, многие респонденты часто не отвечают не потому, что не хотят высказать свое мнение, а потому, что оно у них еще не сформировалось. Если на поставленный в анкете вопрос, в силу тех или иных причин, не ответила значительная часть респондентов, то исследователь испытывает большое затруднение — какому из процентных распределений следует отдать предпочтение при анализе и интерпретации результатов опроса.

Например, на вопрос; «Доверяете ли Вы N?» были получены следующие процентные распределения.

В данном случае около сорока процентов населения по тем или иным причинам фактически отказались отвечать на предложенный вопрос. Какой вывод может сделать исследователь? Должен ли он ориентироваться только на ту часть населения, которая отвечала на данный вопрос, и делать вывод о том, что данному политику доверяют около 35% населения, или же можно говорить лишь о том, что данному политику доверяет 21%?

Нами приведены лишь некоторые примеры многочисленных проблемных ситуаций, возникающих перед исследователем уже на первом этапе анализа на самом простом уровне — описание одномерных распределений.

В каждом конкретном случае автору анализа необходимо находить свое обоснованное решение. Если же автор не может принять обоснованное решение, ему можно рекомендовать воспользоваться общими принципами представления данных одномерных распределений.

  1. В таблице следует приводить полную формулировку вопроса (в том виде, в котором он был представлен в анкете).
  2. Если доля неответов на данный вопрос менее 5%, то з большинстве случаев можно приводить процентное распределение к общему числу опрошенных (респондентов).
  3. Если доля неответов превышает 5%, то лучше приводить оба процентных распределения (ко всем опрошен¬ным и к числу ответивших).
  4. В каждой таблице необходимо указывать абсолютное число людей, по отношению к которому вычислялся приводимый процент. В том. случае, когда приводятся два процентных распределения, в таблице следует указывать как абсолютное число лиц, принимавших участие в опросе, так и абсолютное число людей, давших ответ на данный вопрос.
  5. В тех случаях, когда шкала номинальная, в таблице не приводятся кодовые значения вариантов ответов; в тех случаях, когда шкала порядковая, в таблице следует приводить кодовые значения вариантов ответа.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)