Планирование воспитательной работы с классом

В широком смысле слова планирование – процесс определения задач воспитательной работы и средств их решения.

Структуру и состав плана определяет классный руководитель, в качестве разделов шик могут быть включены следующие направления:

  • Психолого-педагогическая характеристика класса.
  • План-сетка на полугодие по направлениям работы и календарным срокам с указанием конкретных дел класса.
  • Работа с учителями и родителями.
  • Индивидуальная работа с учащимися.

По меткому выражению Н.Е. Щурковой, классный руководитель не массовик-затейник, проводящий мероприятия, а педагог, управляющий процессом становления и развития личности учащихся.

Источниками планирования воспитательной работы в классе выступают:

  • Нормативные документы системы образования Республики Беларусь.
  • Педагогические и методические рекомендации по вопросам воспитания, например, инструктивно-методические письма Министерства Образования Республики Беларусь к началу нового учебного года.
  • План учебно-воспитательной работы школы.
  • Данные диагностики учащихся.
  • Рекомендации учителей класса, пожелания родителей и учеников класса.
  • Текущие и ожидаемые события в мире, стране, городе и селе.

В поле зрения классного руководителя всегда должны быть три объекта: деятельность, коллектив, индивидуальность, что отражено в следующей форме плана (табл. 8.4).

Рабочая сетка планирования служит опорой для творчества педагога, приучает его отбирать содержание работы, исходя из воспитательной цели, помогает организовать целенаправленность воздействий и избежать стихийности и случайности.

На основе рабочего плана составляется перспективный план, который включает перечень реально намеченных дел на точно очерченный период времени. Рабочий план – это дела, мероприятия и действия, задуманные на весь учебный год, а перспективный план – это конкретизация рабочего, перечисление дел и мероприятий, которые обязательно должны быть выполнены в определенный отрезок времени.

Календарный план позволяет точно по дням недели определить объем работы с указанием сроков подготовки, ответственных за выполнение дела, места и время проведения и может принимать следующую форму (табл. 8.7).

Без планирования не может быть обретено мастерство воспитания, анализ намеченного и исполненного является основанием для нового цикла управленческой деятельности в области воспитания.

Планирование и анализ результатов позволяют повысить уровень как теоретической грамотности воспитателя, так и его технологической компетентности, расширяют возможности педагогической рефлексии и способности классного руководителя на ее основе определять новые перспективы развития коллектива и каждой отдельной личности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)