Планирование производства продукции

Важнейшим разделом плана развития предприятия является производственная программа. Она определяет возможный объем производства и продаж продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям потребителей.

Производственная программа предопределяет задания по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, рабочих, транспорте и др. Она тесно связана с финансовым планом, планом по издержкам производства, прибыли и рентабельности.

Производственная программа состоит из трех разделов:

  • план производства продукции в натуральном выражении;
  • план производства продукции в стоимостном выражении;
  • план реализации продукции в натуральном и стоимостном выражении.

План производства продукции в натуральном выражении содержит задание по объему выпуска продукции по номенклатуре, ассортименту, качеству изделий в физических единицах.

Номенклатура – это укрупненный перечень продукции, выпускаемой предприятием, а ассортимент характеризует ее состав по видам, типам, сортам, маркам, фасонам, рисункам и другим признакам.

Для характеристики объемов производства в натуральном выражении используются такие показатели, как штуки, тонны, метры погонные, квадратные, кубические и др. В отдельных случаях применяются двойные показатели. Например, производство тканей планируется в погонных и квадратных метрах, бумаги – в тоннах и квадратных метрах.

Применение двойных измерителей позволяет более полно охарактеризовать физический объем производства и потребительские свойства продукции. В тех случаях, когда одинаковые по назначению виды продукции имеют разные потребительские свойства, применяются условно-натуральные единицы измерения.

Планирование производства и продаж продукции в натуральном выражении дает возможность согласования выпуска конкретных видов продукции с потребностями рынка, но не позволяет определить общий объем и структуру производства на многопродуктовых предприятиях, а также рассчитать доход и прибыль предприятия от реализации продукции. Это требует разработки плана производства и продаж продукции в стоимостном выражении.

В этом разделе производственной программы разрабатываются следующие показатели:

  • валовой доход (реализованная продукция);
  • товарная продукция;
  • валовая продукция.

Основным стоимостным показателем этого раздела является валовой доход предприятия. Основой для его расчета служит выпуск продукции в натуральном выражении. Товарная продукция представляет собой стоимость всех видов готовой продукции, работ промышленного характера и услуг, предназначенных для отпуска сторонним организациям, полуфабрикатов, деталей и узлов, подлежащих поставке по кооперационным связям, стоимость капитального ремонта, изделий и запчастей для своего капитального строительства и ремонта, инструментов и приспособлений для собственного производства.

Плановый объем товарной продукции определяется по формуле:

ТП = ΣОПi • Цi + ΣПФj • Цj + ΣУk • Цk,

  • где ТП – объем товарной продукции, р.;
  • ОПi – объем производства продукции i-го вида, ед.;
  • ПФj – объем производства полуфабрикатов j-го вида, ед.;
  • Уk – объем производства услуг и работ промышленного характера k-го вида, ед.;
  • Цi, Цj, Цk – соответственно цена продукции i-го вида, полуфабрикатов j-го вида, услуг и работ k-го вида;
  • i, j, k – соответственно вид продукции, полуфабрикатов, услуг и работ промышленного характера; i = 1, 2, …, n; j = 1, 2, …, m; k = 1, 2, …, J.

Товарная продукция исчисляется в действующих отпускных ценах предприятия, а также в неизменных (сравнимых) ценах и тарифах. Первая оценка позволяет определить плановую сумму дохода и прибыли предприятия, рассчитать средние издержки на рубль товарной продукции, а вторая – определить темпы роста и изменение структуры производства.

Валовая продукция характеризует общий объем работ предприятия. Она включает в себя товарную продукцию, изменение остатков незавершенного производства, инструментов и приспособлений собственного изготовления.

Объем валовой продукции определяется в неизменных (сравнимых) ценах по формуле

ВП = ТП + ∆Н + ∆И,

  • где ВП – объем валовой продукции, р.;
  • ТП – объем товарной продукции в неизменных ценах, р.;
  • ∆Н – изменение остатков незавершенного производства, р.;
  • ∆И – изменение остатков инструментов и приспособлений собственного производства, р.

Показатели товарной и валовой продукции искажают представление о собственном вкладе предприятия в конечный результат его деятельности. Это объясняется тем, что в их состав включается стоимость материальных затрат, которая достигает 80 % в издержках предприятия. Поэтому, чем выше стоимость используемых материалов, тем больше объем товарной и валовой продукции, хотя выпуск в физических величинах может и не измениться.

Составной частью производственной программы является план реализации продукции. Он составляется исходя из заключенных договоров на поставку готовой продукции, полуфабрикатов, узлов и деталей по договорам кооперации с другими предприятиям, а также собственной оценки емкости рынка.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)