От планирования к стратегическому управлению

Стратегическое управление как новый подход к управлению зародилось на микроэкономическом уровне, в ответ на усиление глобализационных процессов и конкуренции, а также возросший динамизм внешней среды. Эволюция перехода к стратегическому управлению на корпоративном уровне представлена на рис. 3.

От планирования к стратегическому управлению

Одной из главных функций управления, согласно положениям школы научного менеджмента и административной школы, является планирование.

В 1950-х гг. планирование было краткосрочным и носило форму бюджетирования и контроля (budgeting and control).

Однако первые волны научно-технической революции, начальное насыщение рынка товарами, возникновение первых транснациональных корпораций привели к тому, что возникла необходимость в долгосрочном планировании и управлении, нацеленном на будущее.

На первом этапе оно выступало как собственно долгосрочное планирование (long range planning), когда ведущим было утверждение о перенесении тенденций развития предприятия на будущее.

Однако к началу 1960-х гг. деловая окружающая среда стала недостаточно стабильной, чтобы трендовые характеристики давали реалистичные результаты. Возросшая конкуренция, борьба за потребителей потребовали пересмотра концептуальных положений в области долгосрочного планирования предприятия. Поэтому планирование стало целевым. Ресурсы рассматривались как средство достижения целей, а план представлял собой набор возможных альтернатив в соответствии с прогнозируемыми изменениями деловой окружающей среды. Данное направление получило название «стратегическое планирование».

Интересно
Анализируя историческую динамику нестабильности среды предприятия и эволюцию управленческих систем, И. Ансофф разграничивает понятия долгосрочного и стратегического планирования. Первое из них связано с представлением о том, что будущее может быть предсказано путем экстраполяции исторически сложившихся тенденций роста. Стратегическое планирование, реализуемое в условиях существенно более нестабильной среды, не предполагает такой возможности; поэтому в качестве первого шага предпринимается анализ перспектив, выявляющий те тенденции, опасности, шансы, а также отдельные «чрезвычайные ситуации», которые способны изменить сложившиеся тенденции.

В середине 1970-х гг. после известного мирового экономического кризиса динамизм и неопределенность деловой окружающей среды еще более усилились.

Методология стратегического планирования в своей классической форме стала давать сбои. Однако необходимость в определении долгосрочных перспектив развития предприятия заставила ученых и практиков искать новые подходы в данном направлении. Они получили название «стратегическое управление» (strategic managment).

Стратегическое управление, таким образом, расширяло деятельность менеджеров, обращая особое внимание на этап реализации стратегии, который был вне их поля зрения в процессе стратегического планирования.

И. Ансофф формулирует следующие предпосылки для выделения стратегического управления как особого вида управления:

  • во-первых, во второй половине XX века число новых задач, обусловленных изменениями обстановки, неуклонно возрастает. Многие из них принципиально новы и не подлежат решению, исходя из опыта, полученного в первой половине века;
  • во-вторых, множественность задач, их сложность и новизна создают возрастающую нагрузку на высшее звено управляющих, в то время как совокупность управленческих навыков, выработанных в первой половине века, все меньше соответствует условиям решения проблем;
  • в-третьих, новые задачи возникают все чаще. Новизна, сложность и темп их появления повышают вероятность стратегических неожиданностей. Среду, в которой действует объект управления, все в большей степени можно характеризовать как непредсказуемую;
  • в-четвертых, степень предсказуемости будущего и характер задач влияют на понимание управленцами и учеными характера стратегического процесса, структуры стратегии, ее функций в процессе управления».

По мнению И. Ансоффа стратегическое управление представляет собой «совокупность стратегического планирования, планирование возможностей руководства и управления процессом стратегических изменений».

Он полагал, «что современным социально-экономическим и технологическим условиям, больше соответствует управление стратегическими возможностями (являющееся логическим продолжением стратегического планирования) и управление в реальном масштабе времени, позволяющее фирмам оперативно реагировать на неожиданные изменения, которые происходят слишком быстро, чтобы быть учтенными при периодических пересмотрах стратегической ситуации».

В. С. Катькало определяет «стратегическое управление как проактивный стиль управления, основанный на видении будущего образа фирмы и на ее динамических организационных способностях к обновлению, с учетом изменений внешней среды, своей бизнес-модели, обеспечивающей присвоение недоступных конкурентных экономических выгод (рент)».

Ю.Н. Лапыгин справедливо отмечает, что «стратегическое управление заключается в умении моделировать ситуацию; способности выявлять необходимость изменений; разработке самой стратегии; способности воплощать стратегию в жизнь.

Однако стратегическое управление не лишено некоторых недостатков, которые всегда присутствуют при моделировании процессов реального мира:

  • не дает детальной картины будущего, а является лишь качественным описанием желаемого состояния организации;
  • не позволяет полностью формализовать процесс управления, поскольку представляет собой органическое соединение интуиции и искусства руководителей организации;
  • требует корректировок стратегии по мере возникновения изменений во внешней и внутренней среде организации;
  • велика цена возможных ошибок при выборе неверной стратегии;
  • разработка добротного стратегического плана не гарантирует положительный результат, поскольку многое зависит от внедрения необходимых изменений в самой организации».

А.Г. Гранберг, А.Г. Егоршин, Д.С. Львов рассматривают стратегическое управление как «управленческую деятельность, направленную на достижение поставленных целей в условиях нестабильной, конкурентной, рыночной среды, включающую диагностический анализ состояния региона, стратегическое планирование и реализацию выбранной стратегии».

Г.Б. Клейнер рассматривает суть стратегического управления «в дихотомической структуризации процесса принятия решений, обособлении процесса выработки и фиксации принципиальных (стратегических) управленческих решений от процесса принятия и реализации текущих решений. В стратегическое управление входят такие процессы как: разработка комплексной стратегии объекта, ее обсуждение и принятие), организация осуществления стратегии, согласование текущих решений со стратегией и ее корректировки в случае изменения внешних или внутренних условий функционирования объекта управления».

Стратегическое управление в общем виде представляет собой процесс, определяющий последовательность действий социально-экономической системы по разработке и реализации стратегии. Такое управление проявляется в умении моделировать ситуацию, в способности выявлять необходимость изменений, в разработке самой стратегии, в способности реализовать разработанную стратегию.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)