Педагогика как профессия

Современное понятие «профессии» восходит латинскому слову «profiteor», что означало «объявляю своим» или «исповедую».

Согласно решению Тридентского собора, исповедание («провозглашение своим») совокупности 14 тезисов было условием для признания человека – правоверным католиком. Таким образом, становится очевидной изначальная религиозная первооснова понятия профессии.

Позднее понятие профессии приобрело практический, мирской смысл: так стали называть род деятельности человека, которым он занимается на протяжении всей своей жизни.

При этом к профессии относится не только предметно-практическая сторона человеческой жизни, но и сложившиеся нормы и ценности, правила общения, формы самосознания и образования. В этом отношении, следует учитывать, что любая профессия – социокультурный феномен.

Аспектами профессии считаются:

  • род деятельности, совокупность выполняемых человеком функций;
  • социально и юридически признанное место работы (должность);
  • наличие внутри профессии специальностей и специализаций (так, например, профессия юриста может реализовываться в специализации «Уголовное право» или «Арбитраж»; также точно, профессия учителя представлена множеством специальностей – учитель русского языка и литературы, учитель математики, технологии и др.);
  • наличие профессиональной системы образования, а также индивидуальный опыт, связанный с занятием этой профессией;
  • социальная общность людей, занятых одной профессией (основной формой такой общности являются профессиональные ассоциации и профессиональные союзы).

Педагогическая профессия изначально обладает внутренней двойственностью. С одной стороны, само ее название восходит к греческому слову «педагог», которое обозначало раба, сопровождающего ребенка в школу и домой.

Соответственно, речь шла о некоторой вспомогательной, служебной функции, не требующей каких-то специальных знаний и умений, кроме добросовестного исполнения возложенных обязанностей («служебного рвения»).

С другой стороны, педагогическая профессия реализуется в форме Учительства, означавшего не только определенный уровень познаний, но и личную свободу и ответственность перед высшими силами за обучение, воспитание и, в конечном счете, судьбу ученика: как писал К.Д.Ушинский, «воспитанием решается участь человека».

Эти два начала парадоксально совмещаются и в образе современного учителя: его положение в современной общественной иерархии невысоко, но, в то же время, оценки его роли и значения для существования и развития общества и культуры – носят превосходный характер.

Именно профессия учителя становится символом таких ценностей, как подвижничество, самоотверженное служение, бескорыстное творчество (Я.А.Коменский, И.Г. Песталоцци, Я. Корчак, В.А. Сухомлинский).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)