Педагогические особенности учителя и воспитателя

Характеристикой любого преподавателя являются его педагогические особенности. Такие особенности обусловливаются в большей степени его способностями. При этом способности могут быть общими и специальными, специфическими для данной профессии.

К общим относятся те, которые обусловливают высокие результаты в различных видах деятельности.

Специальные включают в себя такие, которые определяют успешность при выполнении именно педагогической деятельности, обучения и воспитания.

К таким специфическим способностям относятся:

  • способность к эмпатии, т. е. пониманию и чувствованию ребенка, пониманию тех проблем, которые он испытывает, и прогнозирование степени и характера этих проблем;
  • самостоятельность в подборе учебного и методического материала;
  • способность разносторонне и доступно излагать и пояснять одинаковый по содержанию материал, с тем чтобы учащиеся его хорошо усвоили;
  • построение процесса обучения таким образом, чтобы при этом учитывались индивидуально-личностные особенности учащихся, а также соответственно обеспечивалось конструктивное и динамическое освоение ими знаний, умений и навыков;
  • способность к такому дозированию информации учащимся, чтобы они в максимально возможно короткие сроки усвоили значительный. Объем информации, а также интеллектуально и нравственно сформировались;
  • способность передавать собственный опыт как учащимся, так и коллегам-учителям, и учиться, в свою очередь, на их примере;
  • способность к самообучению и самосовершенствованию, включая поиск и творческую обработку полезной информации для обучения, а также способность к ее практическому использованию в рамках педагогической деятельности;
  • способность организовывать и ориентировать учащихся таким образом, чтобы их мотивация и структура учебной деятельности соответствовали учебной программе.

Можно также выделить способности, помогающие правильному воспитанию:

  • способность верно оценивать ситуацию и внутреннее состояние ребенка, эмпатию;
  • способность брать на себя роль примера и образца для подражания в рамках воспитательного процесса;
  • способность к тому, чтобы вызывать у детей только положительные и благородные чувства, стремления и мотивацию;
  • способность адаптировать воспитательное воздействие соответственно индивидуальным чертам каждого ребенка;
  • способность к моральной поддержке ребенка в трудных ситуациях;
  • выбор необходимого стиля общения с каждым ребенком и умение вызывать у него чувство уважения к себе.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)