Парадигма Лассуэла

Одной из самых популярных теорий, описывающих процесс коммуникации, заслуженно считается так называемая «парадигма Лассуэла» или пентадой Лассуэла.

В понимании этого автора коммуникация имеет пять существенных вопросов, ответ на которые определяет саму ситуацию информационного обмена:

  • кто автор сообщения;
  • что передается посредством информационного канала;
  • по какому каналу осуществляется коммуникация;
  • кто ее потребитель;
  • с каким эффектом происходит коммуникация?

В дополненном виде пентада становится более громоздкой, но, по мнению Лассуэла, важно знать «с каким намерением, в какой ситуации, какими средствами и с какой стратегией» осуществляется коммуникация для получения целостной ее картины.

Таким образом, девять вопросов Лассуэла определяют коммуникацию как вполне социальный акт с весьма определенной значимостью и эффективностью и, тем самым, сводят воедино разнородные теоретические воззрения относительно массовой коммуникации в лаконичную схему, имеющую социологический характер.

Не отвечая на вопрос о том, что же такое телевидение, рассматриваемые нами концепции, тем не менее сужают область рассуждений, определяют сферу поиска обобщений и дают те ключевые точки, на основе которых можно прийти к определенным формулировкам и выводам относительно современных процессов, затрагивающих телевидение. Было бы абсолютно неверным полагать, что глобализация затрагивает только технологическую составляющую телекоммуникаций, проходя в стороне от социальной их значимости и что изменение в области объемов информации, циркулирующей в глобальном информационном пространстве не затрагивает ее содержания.

На самом деле процессы эти происходят во всех плоскостях – и в социальной, и в культурной и, разумеется, технологической.

Коммуникация – понятие комплексное, из которого трудно вычленить отдельные составляющие и на основании их оценки строить рассуждения о целом.

Как мы показали, частные теории, в конечном итоге, вскрывали лишь отдельные стороны коммуникативного взаимодействия, но не рисовали целостной обобщающей картины реальных процессов.

Интересно
Если коммуникация – это процесс обмена сообщениями содержащими определенный контент, происходящий в контексте определенного средства (канала), если коммуникатор, как источник информации и реципиент, как потребитель, кодируют-декодируют информацию, сообразно с собственными особенностями и в определенных условиях, то мы неизбежно должны будем определить не только кто общается, как и почему происходит это общение, при каких условиях и с каким эффектом (ответов на эти вопросы требует известная парадигма Лассуэла) но и где оно происходит, то есть что является средой коммуникативного акта.

Информационное поле деятельности, как мы показали выше, рассматривая теоретические воззрения на информацию, не имеет материального воплощения. По сути дела, оно является некой обобщенной метафорой, которая, накладываясь на техногенную компоненту, приобретает форму материального значка или их совокупности (текста).

Следовательно, рассматривая коммуникацию в динамике, мы должны сделать системный переход от понимания ее в качестве неовеществленного процесса к вполне овеществленной среде, формирующейся рядом артефактов, единственная задача которых – обрабатывать, так или иначе, информацию, воплощая ее в материальных, физических явлениях и, делая за счет этого доступной к чувственному восприятию.

Это, довольно определенно, выведет нас на исследование свойств технологии, которая имеет значение не только в качестве объекта самостоятельного исследования, но и требует соотнесения с социальной ролью информационной системы, созданной посредством этой технологии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)