Оценка состояния импрессивного словаря
Поскольку имеются данные о том, что усвоение существительных, глаголов и прилагательных происходит с некоторыми различиями как по темпу (гетерохронность), так и по механизмам, целесообразно раздельно оценивать представленность разных частей речи в словре.
а)Словарь существительных. Ребенку предъявляется набор картинок, накоторых изображены предметы. Детям второго года жизни при исследованиипредлагают показать знакомые им игрушки или бытовые предметы.
При исследовании импрессивного словаря у детей раннего возраста необходимо создавать игровые ситуации, в которых поиск названной (или подсказанной) картинки, предмета или игрушки мотивируется не указанием взрослого, а игровой или практической ситуацией. Легче получить желаемую реакцию с помощью предложения типа: «Возьми машинку», «Возьми куклу», «Дай мамекуколку».
б) Словарь глаголов. Для исследования необходим набор картинок, на кото-рых один и тот же персонаж совершает разные действия: девочка сидит, девоч-ка стоит, девочка бежит, девочка стирает, девочка гладит, мальчик рисует, мальчик пишет, мальчик входит, мальчик выходит и т. п. У детей раннего возраста это выясняется в процессе совместной игры.
в) Словарь прилагательных. Для исследования необходимы предметные изоб-ражения с выделенным качественным признаком (цвет, форма, величина и др.). В диагностический комплект должны входить изображения одинаковых предметов, различающихся только называемым признаком: красный мяч, синий мяч, большая собака, маленькая собака, чистое полотенце, грязное полотенце и т. п.
По названному словосочетанию ребенок должен указать на соответствующее изображение. При исследовании детей раннего возраста используются реальные предметы и игрушки.
Таким образом оценивается общий объем словаря и представленность в нем существительных, глаголов, прилагательных. У детей старше 2,5 лет специально следует отметить количество производных слов, которые понимает ребенок (чай-ник, сахарница, чайная ложка, столовая ложка, бумажный, стеклянный и т. п.).
- Лицо, совершившее преступление
- Медицинская помощь
- Психологическое консультирование педагогов
- Психологическая помощь, ориентированная на эмоциональные и коммуникативные проблемы
- Психологическая помощь ребенку
- Психологическое консультирование родителей
- Психологическая помощь
- Основные принципы оказания помощи детям с отклонениями в речевом развитии
- Исследование навыков чтения
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу