Оценка состояния импрессивного словаря

Поскольку имеются данные о том, что усвоение существительных, глаголов и прилагательных происходит с некоторыми различиями как по темпу (гетерохронность), так и по механизмам, целесообразно раздельно оценивать представленность разных частей речи в словре.

а)Словарь существительных. Ребенку предъявляется набор картинок, накоторых                     изображены     предметы.     Детям     второго     года    жизни     при исследованиипредлагают показать знакомые им игрушки или бытовые предметы.

При исследовании импрессивного словаря у детей раннего возраста необходимо создавать игровые ситуации, в которых поиск названной (или подсказанной) картинки, предмета или игрушки мотивируется не указанием взрослого, а игровой или практической ситуацией. Легче получить желаемую реакцию с помощью предложения типа: «Возьми машинку», «Возьми куклу», «Дай мамекуколку».

В случаях нарушения понимания речи для получения более достоверных данных при назывании предмета не следует смотреть в его сторону илиуказывать рукой. При трудностях достижения контакта в условиях диагностического кабинета аналогичные ситуации поручай создать родителям в домашних условиях и записать полученные результаты.

б) Словарь глаголов. Для исследования необходим набор картинок, на кото-рых один и тот же персонаж совершает разные действия: девочка сидит, девоч-ка стоит, девочка бежит, девочка стирает, девочка гладит, мальчик рисует, мальчик пишет, мальчик входит, мальчик выходит и т. п. У детей раннего возраста это выясняется в процессе совместной игры.

в) Словарь прилагательных. Для исследования необходимы предметные изоб-ражения с выделенным качественным признаком (цвет, форма, величина и др.). В диагностический комплект должны входить изображения одинаковых предметов, различающихся только называемым признаком: красный мяч, синий мяч, большая собака, маленькая собака, чистое полотенце, грязное полотенце и т. п.

По названному словосочетанию ребенок должен указать на соответствующее изображение. При исследовании детей раннего возраста используются реальные предметы и игрушки.

Таким образом оценивается общий объем словаря и представленность в нем существительных, глаголов, прилагательных. У детей старше 2,5 лет специально следует отметить количество производных слов, которые понимает ребенок (чай-ник, сахарница, чайная ложка, столовая ложка, бумажный, стеклянный и т. п.).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)