Оценка артикуляционных навыков

Исследование качества произнесения звуков речи:

1)отраженное произнесение изолированных звуков;

2)отраженное произнесение изолированных слогов (открытых, закрытых, со стечением согласных);

3)называние слов, в которых исследуемый звук находится в начальной, срединной и конечной позиции;

4)произнесение фраз, включающих исследуемый звук;

5)произнесение текстов («чистоговорок»), насыщенных исследуемым звуком.

При исследовании каждая фраза или двустишье произносятся ребенку 1 раз, после чего предлагается повторить ее самому.

Важно отметить такой показатель, как степень постоянства замен/смешений (постоянный, эпизодический, нерегулярный).

Эпизодический характер замен обычно связан с позицией заменяемого звука в слове; у разных детей можно выявить определенные тенденции в отношении замены звука в определенных позициях и отсутствия замен в других позициях; это связано, по-видимому, не только с фонологическими и фонотаксическими факторами, но и с индивидуальными предпочтениями.

Особенное значение имеет наличие не-регулярных замен. Это свидетельствует о грубом нарушении избирательности фонемного выбора при программировании звуковой структуры слов. Обычно этому сопутствует высокая контекстуальная зависимость ошибок. Следует от-метить степень контекстуальной зависимости (высокая, низкая, наличие ас-симиляций).

Обычно контекстуальная зависимость резко снижается после по-явления первых двусловных сочетаний. Наиболее часто высокая контекстуальная зависимость замен сочетается с высокой степенью нерегулярности ошибок. Наиболее часто это наблюдается в структуре синдрома вербальной диспраксиии у детей с моторной алалалией.

Нейролингвистический анализ ошибок позволяет оценить состояние син-тагматических фонологических операций и фонотаксиса, то есть способности к продуцированию линейно организованных фонемных комплексов, представляющих разные по сложности сочетания фонем (по наличию редупликаций и частоты случаев дистантной ассимиляции, пропусков согласных в стечении, перестановок звуков).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)