Отрасли социальной психологии макроявлений

Этническая психология — отрасль социальной психологии, которая занимается исследованием больших групп — народов. Изучение психологических особенностей народов и практическое использование полученных материалов стало осуществляться задолго до создания основ этнической психологии. Годом ее рождения считается 1859 г., когда в Германии вышел первый номер журнала «Психология народов и языкознания» под редакцией Г. Штейнталя и М. Лацаруса. В 1900 г. в Германии напечатаны первые тома многотомной работы В. Вундта «Психология народов».

Основоположниками этнической психологии в России можно считать Г.Г. Шпета, С.И. Королева, И.С. Кона, Б.Ф. Поршнева, в экспериментальном плане — А.Р. Лурию.

Выделяют следующие общественно-исторические типы этнических общностей: нация, народность, племя и род. Применительно ко всем группам используется понятие «этническая психология». По отношению к нации и народности применяется понятие «национальная психология», а к племени и роду — «трайбалистская психология» (в России употребляется термин «родоплеменная психология»).

В англо-американской научной литературе принято название «кросскультурная психология», что означает проведение эмпирических работ для сравнения психологических характеристик двух, а иногда и большего количества разных народов.

Этнические (национальные) стереотипы — широко распространенные, традиционно существующие суждения и представления, которые на уровне обыденного сознания имеют обычные люди о представителях разных этнических групп. Выделяются гетеростереотипы и автостереотипы.

Гетеростереотип — это представление об этнопсихологическом облике другого народа (аутгруппы) и фиксация в нем определенного к нему отношения.

Автостереотип — это представление о своем народе (ингруппы) и фиксация в нем, как правило, позитивного отношения.

Этническое (национальное) сознание представляет собой отражение народом своего прошлого и настоящего бытия в духовной и материальной культуре и в обыденном сознании.

Рассмотрим основные понятия этнопсихологии.

Национальный характер вбирает в себя наиболее типичные и достаточно устойчивые психологические особенности, выражающие отношения большинства представителей этнической общности к разным явлениям окружающего мира и к самому себе.

Под национальным темпераментом понимаются типичные проявления его свойств у большинства представителей этноса. Несмотря на то что в каждом народе имеются все известные типы темпераментов, динамика их выражения реализуется по исторически закрепленным в сознании народа канонам (этническим нормам). В основе этнического (национального) чувства лежит эмоциональная сторона осознания своей этнической принадлежности, которая связана с наличием в обществе национальных и националистических идей. Национальное чувство является наиболее ранимым из всех компонентов этнического самосознания.

Этническое (национальное) самосознание — это осознание народом себя как этнической общности, выделение из окружающего мира и оценка в нем своего места. В личности этническое самосознание связано с этническим самоопределением. Этническая идентификация подразумевает процесс отождествления с национальной общностью, к которой она принадлежит. Обычно этническая идентификация сопровождается эмоциональными переживаниями. На формирование этнопсихологических особенностей народа влияют многие факторы: социально-экономические условия, культурные традиции, идеология, религия, значимые события в истории народа, межнациональный опыт общения, географическая среда, природно-климатические условия.

Политическая психология изучает психологические компоненты политической жизни общества, которые формируются и проявляются в политическом сознании наций, социальных групп и индивидов и реализуются в практических действиях всех субъектов политических процессов.

Что касается методов политической психологии, то, будучи ответвлением психологии социальной, она использует ее опыт и весь методический арсенал: от опросов, анкетирования, наблюдения до экспериментов, моделирования и проективных методик.

Россия была первой страной, где уже в X IX в. проводились серьезные социально-психологические и политико-психологические исследования. К политико-психологическим исследованиям относится, например, изучение поведения солдат при разгоне толпы и демонстраций (Д.Д. Безсонов), работы по проблемам массовых психических заражений и самоубийств (В.Х. Кандинский, А.А. Токарский и др.), попытки найти психологические основы правосознания (Л.И. Петражицкий, М.А. Рейснер) и др.

Проблемы личности в политике исследуются на макроуровне (личность и общество), на уровне различных типов, выделенных по разным признакам (особенности политического сознания и поведения; принадлежность к различным социальным группам, ролевые характеристики), и на уровне индивидуального анализа.

Так, предпринималось много попыток найти какой-то фактор или набор черт, которые позволяли бы выделить психологическую основу личности лидера. Американский исследователь Дж. Стосинджер предложил разделять политических деятелей на «крестоносцев» и «прагматиков». Американский социолог Дж. Барбер разработал типологию политических деятелей, взяв за основу два измерения: активность — пассивность, которая характеризует уровень затрат энергии и времени, отдаваемых политическим деятелем исполнению своих прямых обязанностей, и позитивно-негативное эмоциональное отношение к данным обязанностям.

Из различных сочетаний этих двух простых измерений оказалось возможным выделить четыре типа политических деятелей:

  • активно-позитивный — высокая активность и эмоционально заинтересованное отношение к своей деятельности — ориентирован на продуктивность своей работы;
  • активно-негативный — высокая активность сочетается с незаинтересованным отношением к своим обязанностям — ориентирован на личные интересы и амбиции;
  • пассивно-позитивный — нравится статус, но нет желания активно работать — ориентирован на социальное признание, статус, карьеру;
  • пассивно-негативный — нет ни активности, ни особой заинтересованности в статусе — это значит, что человек в силу случайных обстоятельств стал обладателем властной роли.

Несмотря на то, что попытки создать какой-то общий психологический портрет лидера окончились неудачей, можно говорить о некоторых чертах, очень важных для личности политического деятеля. Это «когнитивная сложность личности», определяющаяся числом измерений, в которых личность видит и описывает социальную действительность, и числом правил и способов, используемых для обработки и интеграции информации об этой действительности. Другое понятие — «когнитивная карта личности» — обозначает своего рода психологический фильтр, определяющий, как и в какой степени сложности информация оказывается доступной для личности.

Как уже отмечалось, рассмотренные вопросы далеко не исчерпывают всего содержания политической психологии, круг интересов которой постоянно расширяется.

Экономическая психология как научная дисциплина изучает психологические механизмы и процессы, которые лежат в основе потребления и других видов экономического поведения. Она имеет дело с предпочтениями, выборами, решениями и факторами, оказывающими на них влияние, а также изучает последствия этих решений и выборов, связанные с удовлетворением потребностей.

Среди исследователей X X в. основателем экономической психологии считается Дж. Катона, первым начавший применять психологическую теорию и методы к исследованию экономических проблем в сотрудничестве с группой экономистов и социологов.

Экономическая психология как область исследований является проблемно-ориентированной. Проблемы исходят из трех типов экономической реальности: сферы рынка, где в центре внимания находятся покупатель и продавец, торговые переговоры и сделки, потребительское поведение; сферы бизнеса, где центральное место занимают исследования предпринимательства и деловой активности сферы общества, где специальной проблемой анализа являются поведение граждан и ответ на экономическую политику государства, инфляция, теневая экономика, безработица и т.д.

В отечественной психологии в качестве самостоятельного направления сформировалась социальная психология торговли. В последние годы активизировались психологические исследования в сфере рекламы (А.Н. Лебедев). Изучаются психологические проблемы российского предпринимательства (В.А. Бодров, В.И. Журавлев и др.). Особое внимание уделяется исследованию социально-психологических проблем экономических изменений в российском обществе (В.И. Журавлев).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)