Отличительные черты западной и восточной культур

Культурные «полюса» — Запад и Восток — представляют собой две во многом противоположные культурные традиции, два типа культуры, две различные «системы координат», два миропонимания, две «мировоззренческие матрицы», два «языка», на которых могут мыслить и изъясняться люди в процессе постижения окружающего мира. Традиции эти проявляют себя не только во всех разновидностях духовной культуры, но и в образе жизни народов в целом.

Принципиальные отличия двух обозначенных традиций, которые одновременно являются и их типологическими чертами, можно проследить по следующим основным позициям:

  • отношение к миру (Запад исходит из Бытия, Восток — из неБытия);
  • отношение к природе (Запад как бы противопоставляет человека и природу, в то время как восточная культура ориентируется на нерасчлененность человека и природы);
  • трактовка бытийного призвания человека и ориентация человеческого труда (если западный (гуманистический) подход нацеливает на изменение (совершенствование) мира и человека в соответствии с человеческими представлениями и проектами, то восточная (духовная) ориентация — на изменение самого человека как части мира и некой высшей духовной субстанции в соответствии с изначальным (не человеку принадлежащим) замыслом);
  • понимание устройства мироздания, человеческой природы и человеческого бытия, а также механизмов исторического процесса (в западной культуре доминирует принцип антропоцентризма, в восточной — принцип теоцентризма; на Западе ценятся индивидуализм, суверенность, автономность и уникальность личности, проявление своего «Я» и свободы воли, на Востоке отдельный человек традиционно чувствует себя лишь «физическим телом», которое становится собственно человеком, если его сердце обращено к другим людям, личность живет лишь в коллективе, понятие свободы воли отсутствует);
  • отношение к государству, власти, закону (на Западе закон выше власти, человек подчинен государству как начальнику; на Востоке власть выше закона, человек служит государству и начальству);
  • временная ориентация человеческого поведения (западная культура ориентирована на будущее, восточная — на вечность);
  • ценностные ориентации личности и общества (для западной культуры характерно потребительски ориентированное бытие, для восточной высшей ценностью является духовно ориентированное бытие, главный смысл которого — служение высшей воле);
  • оценка познавательных и преобразовательных возможностей человека (антропоцентристский подход основывается на принципе безграничной познаваемости мира, мышление скорее рациональное; теоцентристская традиция полагает, что от человека зависит далеко не все, и есть нечто принципиально непознаваемое, мышление скорее образное и эмоциональное);
  • сущность и механизмы познания (на Западе процесс познания сводится к познающей активности субъекта, а высшей ценностью является разум; в восточной культуре познание — это не только исследование свойств объекта, но и его духовное постижение на уровне, недоступном рациональному исследованию, объект сам «открывает» себя познающему субъекту);
  • отношение человека к истине (для западного человека истинно лишь то, что подвластно его уму и воле; для восточного истина — это само бытие, само сущее, то, что нам дано и не зависит от ума и воли ее познающего);
  • отношение к религиозной вере (если мировоззрение западного человека объективно находится в противоречии с глубокой религиозной личной верой, то носителям восточного мировоззрения, как правило, присуще конкретное личное вероисповедание).

Типологические черты двух рассмотренных нами типов духовности определяют и специфику возникающих на их основе культурных традиций. Запад и Восток — это различие космологических и космогонических представлений, это различные взгляды на мир, различные «манеры понимать вещи».

В то же время хорошо всем известная формула «Запад есть Запад, Восток есть Восток», как и формула «Восток есть Запад, Запад есть Восток», на наш взгляд, не в полной мере отражают специфику сложившихся реалий. Современные реалии подсказывают на иную формулу «Нет Востока без Запада, и нет Запада без Востока», поскольку одно помогает другому осознать себя.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)