Отличие алалии от других речевых расстройств

Алалия принципиально отличается от других видов речевых расстройств у детей — дизартрии, афазии, нарушении речи при глухоте и тугоухости, умственной отсталости, аутизме.

Отличие алалии от дизартрии состоит в том, что у детей-алаликов нет параличей или парезов речевых органов, которые имеются при дизартрии.

Поэтому отсутствие у них речи нельзя приписать нарушению иннервации мышц речевого аппарата со стороны бульбарных или псевдобульбарных систем мозга.

Отличие алаликов от глухих или тугоухих детей определяется отсутствием у них нарушений физического слуха и в то же время неполноценностью специфического речевого. При нор­мальном речевом развитии дети обучаются говорить, слушая речь взрослых.

Это обеспечивается наличием физического слуха и формирующейся на его базе способностью воспринимать и понимать то, что говорят другие, т.е. за счет речевого слухового гнозиса и фонематического слуха.

Если же эти каналы не активированы, то ребенку не на что опереться, неоткуда взять обра­зец того, как и что надо говорить. Дети-алалики слышат речь, но не различают, не распознают ее единицы, не понимают их зна­чения.

Аналогично этому мы слышим, но не понимаем тех, кто говорит на неизвестном нам иностранном языке.

Правильный дифференциальный диагноз между глухотой и сенсорной алали­ей имеет большое значение, так как лечение и обучение глухого ребенка принципиально отличаются от лечения и обучения алалика.

Алалию нельзя рассматривать как детскую афазию, обус­ловленную очагами поражения в речевых областях мозга, как это делалось долгое время в традиционной логопедии. Мозговая
организация речи у детей, т.е. в период ее развития, принципи­ально отличается от той, которая имеет место в стадии речевой зрелости.

В детском мозге еще не сформированы те речевые зоны, которые имеются у взрослых, и могут быть разрушены очагами поражения. У детей старше 2,5 лет определенные участки мозга уже получают речевую специализацию, поэтому их поражение приводит к афазии, называемой «детской».

Она отличается от «взрослой» афазии нестойкостью, т.к. пластичность детского мозга обеспечивает достаточно быструю компенсацию речевого дефекта.

Алалики не являются умственно отсталыми, поскольку доречевой период онтогенеза проходит у них без существенных отклонений в развитии. Алалики активно гулят и лепечут, усваивают элементарные неречевые понятия, в частности, приобретают начальные представления о количестве, пространстве и времени.

Кроме того, ребенка-алалика отличает от умственно неполноценного живость эмоций. Имеется в виду заинтересо­ванность в событиях жизни, привлекающих обычно внимание детей: приобретение новой игрушки, общение с животными, рассматривание картинок в книжках, радость по поводу прихода в дом родных, друзей и т.д.

Несмотря на отсутствие первичной умственной отсталости, не принятые своевременно меры полечению и обучению ребенка с алалией могут действительно при­вести к непоправимому отставанию в умственном развитии. Именно речь — важный показатель развития интеллекта.

Детей-алаликов нельзя отождествлять и с детьми-аутистами, поскольку при алалии присутствует речевая инициатива, имеется потребность в общении с окружающими.

Не имея достаточного объема речевых средств, они часто используют для этого коммуникативные жестово-мимические средства.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)