Особенности торговли услугами на международном рынке

Импорт и экспорт услуг носит ярко выраженный коммерческий характер, то есть контакты любого субъекта международной деятельности направлены на продвижение своего товара (деловых или социальных услуг, будь то образовательные, медицинские, туристские или иные услуги) на мировой рынок с целью получения прибыли.

Отличия торговых операций в сфере услуг быть сгруппированы следующим образом:

  • Экспортом-импортом услуг считается момент предоставления и потребления услуг, а не момент пересечения таможенной границы, как в случае торговли овеществленными товарами.
  • При экспорте-импорте услуг перемещается потребитель или производитель услуги, а не сам товар.
  • Услуга может быть отнесена к экспортируемой даже если предоставляется на таможенной территории резидента.
  •  Фактом экспортно-импортной операции по поводу получения (предоставления) услуги считается взаимодействие резидента и нерезидента.
  • Экспорт-импорт услуг не подлежит таможенному регулированию (исключение составляют перемещение сопутствующих товаров).

Основополагающим критерием разделения понятий сотрудничества в сфере услуг и экспорта-импорта услуг является платность или бесплатность предоставления тех или иных услуг, коммерческий или некоммерческий характер деятельности организаций, предоставляющих услуги.

В то же время, торговля услугами способствует экспорту социальных институтов, в рамках коммерческих связей происходит продвижение в иные регионы мира социальных идей и культурных традиций; поведенческих практик и норм социальной ответственности и справедливости.

Импорт-экспорт услуг выступают в определенном смысле инструментом формирования благоприятного образа страны, создает дополнительные условия для развития сотрудничества.

С другой стороны, развитие сотрудничества в социальных отраслях сферы услуг между разными странами определяет условия для расширения коммерческих контактов через формирование благоприятного имиджа страны, а также обеспечивает благоприятные условия для продвижения товаров на национальные рынки других стран.

Таким образом, и сотрудничество и импортэкспорт в сфере услуг являются неотъемлемыми частями общего процесса взаимодействия, направленного на расширение благоприятных взаимовыгодных отношений.

Для интенсификации межстрановых обменов в сфере услуг следует использовать инструменты регулирования, адекватные способам, с помощью которых осуществляется поставка услуг из одной страны в другую.

Однако отнесение способа поставки услуги к тому или иному виду является достаточно непростым делом и на практике приводит к возникновению споров между поставщиками и органами, призванными регулировать международную торговлю услугами.

Отнесение той или иной конкретной сделки к определенному способу торговли услугами является основой для определения мер регулирования доступа на рынок страны иностранных поставщиков услуг. В каждом секторе или подсекторе услуг эти меры различны в зависимости от способа поставки.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)