Особенности реализации решений Европейского Суда по правам человека в России

Общий порядок движения дела после вынесения Европейским Судом окончательного постановления по делу таков: материалы дела передаются в Комитет министров Совета Европы, на который возложена задача надзора за исполнением постановлений Европейского Суда.

В состав комитета Министров входят министры иностранных дел государств – участников Конвенции.

Постановления Европейского Суда исполняются государством-ответчиком посредством принятия индивидуальных, общих и срочных мер.

Индивидуальные меры. Меры по исполнению постановления Европейского Суда должны в первую очередь положить конец нарушению и, насколько это возможно, устранить его негативные последствия для заявителя жалобы.

Последнее может обозначать необходимость выплаты сумм, присужденных Европейским Судом в качестве справедливой компенсации, или сумм, определенных сторонами в мировом соглашении. В случае просрочки выплаты таких сумм начисляется пеня.

Интересно
Если денежная компенсация не решает вопрос адекватного устранения последствий нарушения, Комитет Министров обеспечивает, чтобы соответствующие органы власти предприняли любые другие индивидуальные меры, которые могут потребоваться для устранения последствий нарушения.

Иногда дополнительные рекомендации по этому поводу даются уже в самих судебных постановлениях Европейского Суда.

В качестве примеров применяемых индивидуальных мер можно привести следующие. Так, по делу «Лагутин и другие против России» (жалобы № 6228/09, 19123/09, 19678/07, 52340/08 и 7451/09, Постановление от 24 апреля 2014 г.), Европейский Суд указал: «133. …Суд обращается к своей установившейся прецедентной практике, согласно которой в тех случаях, когда заявитель потерпел от нарушения его права, гарантированного статьей 6 Конвенции, он должен, насколько это возможно, быть восстановлен в том положении, в котором он находился бы, если бы требования этой статьи были учтены, и самая приемлемая форма возмещения в данном случае – это, в принципе, пересмотр дела, если это требуется… Это относится к пяти заявителям в настоящем деле. Суд отмечает в этой связи, что статья 413 Уголовно-процессуального Кодекса России предусматривает правовую основу для пересмотра дела, в случае установления Судом нарушения Конвенции…».

Кроме того, в ряде постановлений Европейский Суд указывал на необходимость восстановления общения в наилучших интересах ребенка между детьми и их родителями, отделенными от них без необходимости (например, если дети переданы на воспитание в приемную семью или похищены другим родителем).

В делах, касающихся экстрадиции, Европейский Суд указывал на необходимость воздержаться от высылки лица, в результате которой заявитель может быть подвергнут риску пыток или жестокого обращения или угрожающим жизни обстоятельствам в стране высылки, либо требовать эффективного расследования обстоятельств причинения пыток, жестокого обращения или исчезновения заявителя.

Так, в деле «Мамажонов против Российской Федерации» (жалоба № 17239/13, Постановление от 23 октября 2014 г.), Европейский Суд указал: «П. 235.

Суд учитывает, что необходимость расследования исчезновения заявителя уже была подчеркнута на встрече заместителей министров, когда они “решительно настаивали на том, что обстоятельства этого инцидента будут выяснены, и его судьба будет установлена насколько возможно скоро”.

П. 236. Тогда, когда дело будет направлено для надзора в Комитет Министров, на основании информации, представленной государством-ответчиком, необходимо принятие Российской Федерацией таких индивидуальных мер, которые осуществимы, своевременны, адекватны и достаточны для того, чтобы неуклонно продвигать расследование уголовного дела по факту исчезновения заявителя и принять все дальнейшие меры в пределах своей компетенции в целях прекращения выявленных нарушений и выплатить компенсацию за их последствия».

Интересно
Исполнение постановлений также требует принятия общих мер по предотвращению нарушений, аналогичных тем, которые были выявлены Европейским Судом (в форме внесения изменений в законодательство, создания прецедентного права или принятия других видов мер).

Европейский Суд считает обеспечение эффективности национальных средств правовой защиты важнейшей задачей. В тех случаях, когда национальные органы власти непосредственно приводят в исполнение постановления и правовую практику Европейского Суда, для проведения необходимых изменений и принятия эффективных внутригосударственных средств правовой защиты часто бывает достаточно публикации и распространения таких постановлений (в т.ч. переведенных и с комментариями, где это необходимо).

Положительным примером общих мер, реализованных Российской Федерацией после вынесения ряда постановлений Европейским Судом, является создание механизма компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и на исполнение судебного акта в разумный срок, что было реализовано путем принятия Федерального закона № 68-ФЗ от 30.04.2010 «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» и внесением ряда изменений в процессуальные кодексы.

Другими примерами могут служить принятие законодательных актов для предотвращения произвольного прослушивания телефонных переговоров, снятие неоправданных ограничений свободы мнения журналистов и т.д.

Что касается позиции самого Европейского Суда относительно реализации выносимых им постановлений, то он полагает, что конкретные средства, с помощью которых в рамках национальной правовой системы будет исполняться возлагаемое на государство-ответчика в соответствии со ст. 46 Конвенции правовое обязательство, избираются по общему правилу самим государством-ответчиком при условии, что эти средства будут совместимы с выводами, содержащимися в соответствующем постановлении Европейского Суда.

Срочные меры. Производство по делам в Европейском Суде может длиться значительные промежутки времени – от нескольких месяцев до нескольких лет.

Несмотря на это, национальное судебное производство так же может продолжаться. При рассмотрении некоторых дел, в особенности по жалобам на нарушение Статьи 2 Конвенции (право на жизнь) и Статьи 3 (запрет пыток, бесчеловечного и унижающего человеческое достоинство обращения), судебная система соответствующего государства –участника Конвенции может обеспечить лишение заявителя гражданства и его высылку из страны прежде, чем соответствующая жалоба будет удовлетворена в Европейском Суде (Ошлаков против Российской Федерации, жалоба № 56662/09, Постановление от 3 апреля 2014 г.).

Другим примером необходимости принятия срочных мер может служить указание властям на необходимость проведения немедленного независимого медицинского обследования лица, страдающего тяжелым заболеванием и содержащегося под стражей с целью определения наличия необходимости его содержания в условиях следственного изолятора (Амиров против Российской Федерации, жалоба № 51857/13, Постановление от 20 апреля 2013 г.).

В таких обстоятельствах ст. 39 Регламента Европейского Суда позволяет ему обратиться к государству с просьбой прекратить внутреннее вмешательство.

Срочные меры принимаются только в исключительных обстоятельствах, когда выявлен серьезный и реальный риск нанесения заявителю необратимого ущерба. Как правило, такие меры применяются на срок производства по делу в Европейском Суде.

Как указывалось выше, обширные полномочия Европейского Суда по толкованию Конвенции и ряд резонансных дел, имеющих политическую окраску, а также ряд коллизий, возникших при толковании объема прав человека между Европейским Судом и Конституционным Судом, привели к принятию Постановления от 14 июля 2015 г. № 21-П, которое предусматривает механизм блокирования некоторых постановлений Европейского Суда: «Исходя из этого в ситуации, когда самим содержанием постановления Европейского Суда… в том числе в части обращенных к государству-ответчику предписаний, основанных на положениях Конвенции… интерпретированных Европейским Судом… в рамках конкретного дела, неправомерно – с конституционноправовой точки зрения – затрагиваются принципы и нормы Конституции Российской Федерации, Россия может в порядке исключения отступить от выполнения возлагаемых на нее обязательств, когда такое отступление является единственно возможным способом избежать нарушения основополагающих принципов и норм Конституции Российской Федерации».

Конституционный Суд указал, что если Европейский Суд, толкуя в процессе рассмотрения дела какое-либо положение Конвенции, придает используемому в нем понятию другое, нежели его обычное, значение либо осуществляет толкование вопреки объекту и целям Конвенции, то Российская Федерация вправе отказаться от его исполнения как выходящего за пределы обязательств, добровольно принятых на себя при ратификации Конвенции.

Соответственно, постановление Европейского Суда не будет считаться обязательным для исполнения, если в результате толкования конкретного положения Конвенции.

На нем основано данное постановление, разойдется с принципом суверенного равенства и уважения прав, присущих суверенитету, а также принципом невмешательства во внутренние дела государств.

Конституционный Суд указывает, что не будет поддерживать данное Европейским Судом толкование Конвенции, если именно Конституция Российской Федерации (в т.ч. в ее истолковании Конституционным Судом Российской Федерации) как правовой акт, обладающий высшей юридической силой в правовой системе России, более полно по сравнению с соответствующими положениями Конвенции в их истолковании Европейским Судом обеспечивает защиту прав и свобод человека и гражданина, в т.ч. в балансе с правами и свободами иных лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации).

Интересно
Данная позиция, как представляется, может быть продиктована необходимостью учета конкретных обстоятельств, в которых предположительно будет исполняться постановление Европейского Суда, значительных промежутков времени между подачей жалобы и вынесением постановления, в т.ч. социальных, экономических и политических изменений и влияний.

Механизм блокирования постановлений Европейского Суда в национальном судопроизводстве будет применяться следующим образом.

Суд общей юрисдикции, рассматривающий заявление стороны по делу о пересмотре дела ввиду новых обстоятельств, установив, что ранее Конституционный Суд признал не нарушающими конституционные права заявителя в его конкретном деле, обращается в Конституционный Суд о конституционности соответствующих норм. Конституционный Суд, в свою очередь, окончательно разрешит этот вопрос.

Иная ситуация: органы государственной власти Российской Федерации, к компетенции которых относится обеспечение применения Конвенции как международного договора Российской Федерации, приходят к выводу о том, что имеет место противоречие между толкованием определенного права между Европейским Судом и Конституционным Судом, а действия и решения, которые требуются для исполнения постановления Европейского Суда, могут привести к нарушению положений Конституции Российской Федерации.

По официальному запросу уполномоченных субъектов Конституционный Суд в целях устранения неопределенности в понимании этих положений применительно к возможности исполнения постановления Европейского Суда и принятия мер индивидуального и общего характера, направленных на обеспечение выполнения Конвенции, выносит свое суждение.

Как предполагается, Конституционный Суд будет использовать свое «право на возражение» лишь в редчайших случаях.

В таком варианте, как полагает Конституционный Суд, это не приведет Российскую Федерацию к самоизоляции от решений Европейского Суда, которые отражают консенсус, выработанный государствами – участниками Конвенции, а приведет к конструктивному взаимодействию и взаимоуважительному диалогу.

Таким образом, Конституционный Суд взял на себя роль медиатора, который стремится, как указано в постановлении, избежать серьезных осложнений в отношениях России не только с Европейским Судом, но и с Советом Европы в ситуации, при которой постановление Европейского Суда предполагает внесение в российское законодательство изменений, чреватых нарушением закрепленных Конституцией прав и свобод человека и гражданина, причем, как указывает Конституционный Суд, гораздо более существенных, нежели те, против которых возражал Европейский Суд.

Такими ситуациями Конституционный Суд потенциально считает дела, аналогичные ышеупомянутому делу Константина Маркина, а также дело об избирательных правах заключенных «Анчугов и Гладков против России» (Постановление Европейского Суда по правам человека от 4 июля 2013 г.).

В то же время Конституционный Суд выражает готовность к поиску правомерного компромисса ради поддержания европейской системы защиты прав человека, но определение степени своей готовности он оставляет за собой, поскольку границы компромисса в данном вопросе очерчивает для него Конституция Российской Федерации. Доказательством этой готовности является последовательная имплементация Конституционным Судом положений Конвенции и постановлений Европейского Суда в российскую правовую систему.

Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации признает значимость деятельности Европейского Суда по выявлению недостатков национального правового регулирования и по предложению путей к их устранению, но с оговорками.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)