Основные контрольные механизмы Организации Объединенных Наций в области прав человека

На универсальном международном уровне главные функции за соблюдением норм в области прав человека осуществляет Генеральная Ассамблея ООН и под ее руководством – Экономический и социальный совет ЭКОСОС (ст. 60 Устава).

Согласно Уставу Организации Объединенных Наций, Генеральная Ассамблея ООН имеет следующие функции и полномочия:

  • рассматривает общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в т.ч. в вопросах разоружения, и составляет соответствующие рекомендации;
  • обсуждает любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, и делает рекомендации в отношении таких вопросов, за исключением случаев, когда какой-либо спор или ситуация находятся на рассмотрении Совета Безопасности;
  • организовывает исследования и готовит рекомендации в целях содействия международному политическому сотрудничеству, развития и кодификации международного права, осуществления прав человека и основных свобод и содействия международному сотрудничеству в экономической, социальной и гуманитарной областях и в области культуры, образования и здравоохранения;
  • рекомендует меры мирного улаживания любой ситуации, которая могла бы нарушить дружественные отношения между нациями;
  • получает и рассматривает доклады Совета Безопасности и других органов ООН;
  • рассматривает и утверждает бюджет Организации Объединенных Наций, устанавливает размер начисляемых взносов государств-членов;
  • избирает непостоянных членов Совета Безопасности и членов других советов и органов ООН и, по рекомендации Совета Безопасности, назначает Генерального секретаря.

Согласно резолюции Генеральной ассамблеи «Единство в пользу мира» от 3 ноября 1950 г. (резолюция 377 (V)), Ассамблея может также принимать меры, если Совет Безопасности оказывается не в состоянии действовать из-за голосования против одного из постоянных членов в случае, когда имеются основания усматривать угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии.

Ассамблея может немедленно рассмотреть этот вопрос с целью дать членам Организации необходимые рекомендации относительно коллективных мер для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

Каждое государство-член имеет в Ассамблее один голос. Решения по отдельным важным вопросам, таким, как рекомендации в отношении мира и безопасности и выборы членов Совета Безопасности, принимаются большинством в две трети государств-членов; решения же по другим вопросам принимаются простым большинством голосов. Совет Безопасности ООН – один из главных органов Организации Объединённых Наций.

В соответствии с Уставом ООН он несёт главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности.

В состав Совета входят 15 государств-членов – 5 постоянных и 10 временных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок. Председатели Совета сменяются ежемесячно согласно списку его государств-членов, расположенных в порядке английского алфавита.

Постоянные члены Совбеза ООН – Великобритания, Китайская Народная Республика, Россия (до 24 декабря 1991 г. – СССР), США, Франция – имеют «право вето» на решения, принимаемые Советом Безопасности.

Совет Безопасности уполномочен «расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности».

Интересно
Он «определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и готовит рекомендации или решает о том, какие меры следует предпринять … для поддержания или восстановления международного мира и безопасности».

Совет имеет право применять принудительные меры к государствам, нарушающим международный мир и безопасность, в т.ч. связанные с применением вооруженной силы. Решения Совета Безопасности являются обязательными для всех государств.

На практике деятельность Совета Безопасности по поддержанию мира и безопасности заключается в определении тех или иных санкций против государств-нарушителей. В исключительных случаях Совет санкционирует проведение военной операции против таких государств.

Решения Совета Безопасности (кроме процедурных) требуют 9 голосов из 15, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. Это означает, что пяти постоянным членам Совета Безопасности принадлежит право вето в отношении решений Совета.

При этом воздержание постоянного члена от голосования не считается препятствием к принятию решения. Как правило, решения Совета Безопасности оформляются в виде резолюций.

Экономический и Социальный Совет состоит из 54 государств, одна треть которых ежегодно переизбирается Генеральной Ассамблеей.

В соответствии с Уставом ООН, ЭКОСОС «уполномочивается делать рекомендации в целях поощрения уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех», а также «создает комиссии в экономической и социальной областях и по поощрению прав человека».

Интересно
Совет может подготавливать для представления Генеральной Ассамблее проекты конвенций и созывать международные конференции по вопросам прав человека. Многие стандарты и механизмы в области прав человека были приняты (учреждены) резолюциями и решениями ЭКОСОС.

Верховный комиссар ООН по правам человека. 20 декабря 1993 г. Генеральная Ассамблея ООН учредила пост Верховного комиссара ООН по правам человека, который является главным должностным лицом, ответственным за координацию всей деятельности в области прав человека в рамках ООН.

Главной задачей Верховного комиссара является содействие максимально полному осуществлению всех прав человека путем претворения в жизнь со-ответствующих решений, принятых руководящими органами ООН.

Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (до сентября 1997 г. – Центр ООН по правам человека) насчитывает около 200 сотрудников и состоит из трех отделов:

  • отдел исследований и права на развитие, который проводит исследовательскую и аналитическую работу по различным вопросам прав человека и разрабатывает стратегию осуществления права на развитие;
  • отдел служб поддержки, который оказывает помощь Комиссии по правам человека, Подкомиссии по поощрению и защите прав человека и договорным органам;
  • отдел программной деятельности, который занимается программами технической помощи в области прав человека отдельным странам, обеспечивает работу специальных докладчиков и рабочих групп по расследованию нарушений прав человека на местах, оказывает содействие в осуществлении образовательных программ.

Совет по правам человека. В соответствии с резолюцией о полномочиях Совета и порядке его создания, одобренной Генеральной Ассамблей ООН 15 марта 2006 г., в его состав входят 47 государств-членов, каждое из которых избирается большинством членов Генеральной Ассамблеи путем прямого тайного голосования.

Члены Совета избираются на основе принципа справедливого географического распределения, а места в Совете распределяются между региональными группами следующим образом:

  • группа африканских государств – 13 мест;
  • группа азиатских государств – 13 мест;
  • группа восточноевропейских государств – 6 мест;
  • группа государств Латинской Америки и Карибского бассейна – 8 мест и группа западноевропейских и других государств – 7 мест.

В своей работе Совет руководствуется принципами универсальности, беспристрастности, объективности и неизбирательности, конструктивного международного диалога и сотрудничества в целях содействия поощрению и защите всех прав человека – гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав, включая право на развитие.

Совет должен:

  • содействовать учебно-просветительской деятельности в области прав человека, а также деятельности по оказанию консультационных услуг, предоставлению технической помощи и созданию потенциала, которая будет осуществляться в консультации с заинтересованными государствами-членами и с их согласия;
  • служить форумом для обсуждения тематических вопросов по всем правам человека;
  • составлять рекомендации Генеральной Ассамблее в отношении дальнейшего развития международного права в области прав человека;
  • содействовать полному выполнению обязательств в области прав человека, принятых государствами, и осуществлению контроля за достижением целей и выполнением обязательств, касающихся поощрения и защиты прав человека, которые сформулированы в решениях конференций и встреч на высшем уровне Организации Объединенных Наций;
  • на основе объективной и достоверной информации проводить всеобъемлющие периодические обзоры выполнения каждым государством его обязательств и обязанностей в области прав человека таким образом, который обеспечивает универсальность охвата и одинаковое отношение ко всем государствам; такой обзор должен быть механизмом сотрудничества, основанным на интерактивном диалоге с соответствующей страной при ее активном участии и учете ее потребностей в создании потенциала; такой механизм должен дополнять, а не дублировать работу договорных органов;
  • содействовать посредством диалога и сотрудничества предотвращению нарушений прав человека и быстро реагировать на чрезвычайные ситуации в области прав человека;
  • взять на себя роль и обязанности Комиссии по правам человека в связи с работой Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека, как они были определены в резолюции 48/141 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1993 г.;
  • действовать в области прав человека в тесном сотрудничестве с правительствами, региональными организациями, национальными учреждениями по правам человека и гражданским обществом;
  • давать рекомендации в отношении поощрения и защиты прав человека;
  • представлять ежегодный доклад Генеральной Ассамблее.

В структуре ООН есть специальный орган – Комитет по правам человека ООН, созданный согласно Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах, принятому Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.

Комитет по правам человека был создан в 1977 г. в соответствии со ст. 28 Международного пакта о гражданских и политических правах. Комитет состоит из 18 членов – граждан государств – участников Пакта, обладающих высокими моральными качествами и признанной компетенцией в области прав человека.

Члены Комитета избираются на совещании государств – участников Пакта тайным голосованием сроком на четыре года и работают в личном качестве, а не как представители своих стран. Обычно в течение года Комитет по правам человека проводит три сессии продолжительностью в три недели каждая.  Как правило, сессии весной проводятся в Нью-Йорке, а летом и осенью – в Женеве.

Все государства, которые ратифицировали Международный пакт о гражданских и политических правах или присоединились к нему, обязаны представлять Комитету доклады о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, закрепленных в Пакте, и о прогрессе, достигнутом в использовании этих прав.

Доклад соответствующего государства изучается вначале специальной рабочей группой Комитета, состоящей не более чем из пяти его членов. Затем Комитет в полном составе в течение двух дней изучает доклад.

После этого проводится открытое заседание с участием представителей государства, на котором в качестве наблюдателей могут присутствовать неправительственные организации и пресса.

В соответствии с Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах, Комитет уполномочен получать и рассматривать сообщения от отдельных лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения тем или иным государством – участником Пакта какого-либо из прав, изложенных в Пакте.

Для того чтобы Комитет принял сообщение к рассмотрению (т.е. признал его приемлемым), должны быть соблюдены следующие требования:

  • сообщение должно касаться нарушения только тех прав, которые изложены в Пакте;
  • сообщение должно быть представлено лицом или лицами, которые находятся под юрисдикцией государства – участника Пакта и Факультативного протокола к нему;
  • сообщение не должно быть анонимным;
  • сообщение не подлежит рассмотрению, если тот же самый случай рассматривается в соответствии с другой международной процедурой;
  • до подачи сообщения в Комитет жертва должна исчерпать все внутренние средства правовой защиты (т.е. ее дело должно быть рассмотрено национальными судами первой и второй инстанции).

Если сообщение признается неприемлемым, то его дальнейшее рассмотрение прекращается. Если же сообщение признается приемлемым, то Комитет обращается к соответствующему государству с просьбой представить объяснение или заявления, разъясняющие данную проблему, и сообщить о том, были ли приняты этим государством какие-либо меры для ее урегулирования.

Для представления государством ответа определен крайний срок в шесть месяцев. После этого автору жалобы предоставляется возможность высказать свои замечания относительно ответа государства.

Как правило, на решение вопроса о признании сообщения приемлемым или неприемлемым уходит около года. Для последующего рассмотрения существа дела может потребоваться от одного до двух лет в зависимости от степени готовности государств-участников и авторов жалоб сотрудничать в предоставлении любой необходимой Комитету информации.

Комитет не является судебным органом, и его решения именуются не «постановлениями», а «соображениями». Вместе с тем соображения Комитета излагаются на языке судебных постановлений, и накопленный опыт свидетельствует о том, что государства серьезно относятся к ним.

В ряде случаев имели место освобождение заключенных и компенсация жертвам нарушений прав человека.

Кроме того, к органам ООН, к компетенции которых относится рассмотрение различных вопросов, связанных с обеспечением прав человека, относятся Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет против пыток, Комитет по правам ребёнка, Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, Комитет по правам инвалидов.

17 июля 1998 г. Международная конференция в Риме приняла Статут Международного уголовного суда, в основу которого легли основные положения Устава Международного трибунала 1945 г., Устава Токийского трибунала 1946 г., Уставов международных трибуналов по Югославии и Руанде, а также различных международных конвенций и соглашений.

Международный уголовный суд – первый постоянный правовой институт, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления и преступления против человечности. Создан Римским статутом, принятым в 1998 г. Существует с июля 2002 г.

В отличие от других международных и смешанных уголовных судов, МУС является постоянным учреждением. В его компетенцию входят преступления, совершённые после вступления Римского статута в силу.

Государства становятся участниками МУС (а преступления, совершённые их гражданами или на их территории – подсудными ему) по факту ратификации Римского статута.

Интересно
К декабрю 2008 г. Римский статут ратифицировали 108 государств во всём мире. Российская Федерация подписала Римский статут 13 сентября 2000 г., однако ещё не ратифицировала его и, таким образом, государством-участником Международного уголовного суда не является.

Таких государств ещё 39, среди них США, Египет, Чехия, Украина, Израиль и Иран. Ряд стран принципиально возражает против самой идеи МУС как ограничивающей суверенитет государств и дающей неопределённо широкие компетенции суду, среди них Индия и Китай.

30 из государств-участников относятся к африканским государствам, 14 – к азиатским, 16 из Восточной Европы, 23 из Латинской Америки и Карибского бассейна и 25 из Западной Европы и других государств.

МУС состоит из 18 судей, причём каждая из вышеперечисленных групп должна быть представлена по крайней мере 2 судьями. В настоящее время 2 судей представляют Восточную Европу, 2 – Азию, 3 – Африку, 4 – Латинскую Америку, а остальные 7 – Западную Европу и другие государства.

Внутренняя компетенция суда ограничена тремя составами преступлений:

  • преступление, состоящее в геноциде (тяжкое преступление, осуществлённое с намерением целиком или частично истребить национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую);
  • преступления против человечности (осуществлённые как часть масштабного или систематического преследования, направленного против любого мирного населения, причём о преследовании преступнику известно);
  • военные преступления (нарушения законов и обычаев ведения войны, регулирующих поведение вооружённых формирований во время войны и защищающих гражданское население, военнопленных, культурное достояние и др.).

Компетенция Суда ограничена также и во времени, а именно преступлениями, совершёнными после 1 июля 2002 г., даты вступления Римского статута в силу. Если некоторый конфликт – например, война в Уганде – продолжается уже двадцать лет, то компетенция Суда ограничена теми действиями, которые были там совершены после 1 июля 2002 г.

В компетенцию Суда входят только преступления, которые были совершены либо на территории государства-участника, либо гражданином государства-участника.

Если не соблюдается ни личный, ни территориальный принцип, Суд не может действовать. Это положение гарантирует право государств решать, подвергать или нет своих граждан или свою территорию юрисдикции МУС.

Однако у этого принципа есть одно исключение: Совет Безопасности ООН может посредством резолюции, принятой согласно главе VII Устава ООН, передать в Суд некоторую ситуацию, затрагивающую преступления, которые совершены не на территории государства-участника, не гражданами государства-участника.

Совет Безопасности воспользовался этим правом, когда передал в Суд ситуацию в Дарфуре. Судан не является государством-участником МУС. Суд не может автоматически осуществить правосудие по любому предполагаемому преступлению.

Для этого нужен один из следующих механизмов, которые задействуют это право:

  • прокурор государства-участника передаёт Суду некоторую ситуацию;
  • Совет Безопасности ООН передаёт Суду некоторую ситуацию;
  • прокурор МУС начинает расследование в отношении некоторого государства-участника по своей инициативе.

В последнем случае действия прокурора должны быть подтверждены палатой, состоящей из трёх независимых и беспристрастных судей.

Кроме того, каждый ордер на арест и каждое обвинение, выданное прокурором, должны утверждаться комитетом из трёх судей, принимающим решения исключительно в соответствии со строго определенными правовыми принципами и доказательствами, которые предоставляет прокурор.

После занявшего три года процесса формирования института Международный суд является полностью функциональным. Прокурору передавались дела по ситуациям в Уганде, Демократической Республике Конго и Центральноафриканской Республике. Кроме того, Совет Безопасности ООН передал Суду вопрос о ситуации в суданском регионе Дарфур.

Начались и рассмотрения Судом конкретных дел. Всего МУС выдал ордеры на арест 30 человек. Из них 9 человек скрываются от правосудия, 2 умерли и с 7 человек сняты обвинения.

Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) – структура ООН, созданная для восстановления справедливости в отношении жертв военных преступлений и преступлений против человечности, совершённых во время войн в Югославии в 1991-2001 гг., и наказания виновных в этих преступлениях. Резолюции № 808 и 827 о создании Трибунала были приняты единогласно.

МТБЮ рассматривает военные преступления, совершенные на территории Югославии с 1991 г., связанные с нарушениями Женевской конвенции, нарушением правил ведения войны и геноцидом.

Деятельность Трибунала ограничена временными и географическими рамками. Согласно уставу, территориальная юрисдикция трибунала распространяется на территорию бывшей Югославии (кроме Словении), а завершение последнего процесса означает упразднение самого суда.

Трибунал имеет полномочия судить конкретных лиц, но не организации и не правительства. Максимальное наказание, которое вправе вынести Трибунал, – пожизненное заключение.

Трибунал состоит из следующих частей: судебного органа, состоящего из трех Судебных палат и одной Апелляционной палаты, Канцелярии обвинителя и Секретариата. В настоящее время в состав Трибунала входят 25 судей: 15 постоянных и 12 судей ad litem.

Всего за время существования трибунала было проведено 142 судебных процесса (в т.ч. 92 против сербов, 33 против хорватов, 8 против косовских албанцев, 7 против боснийских мусульман и 2 против македонцев). Обвинения Гаагского трибунала выдвинуты против лидеров боснийских сербов Р. Младича и Р. Караджича. Также обвиняемым на судебном процессе в Гааге являлся бывший президент Югославии С. Милошевич, скончавшийся в тюрьме Трибунала.

Создание Международного уголовного суда и международных трибуналов по Югославии, Руанде и Сьерра-Леоне, специального Трибунала по Ливану знаменует наступление нового этапа в развитии международного права, т.к. фактически международным сообществом создан конкретный международный механизм привлечения к уголовной ответственности физических лиц, виновных в совершении преступлений международного характера.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)