Особенности ораторской речи
Любая публичная речь произносится с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия (убеждения, внушения, призыва к действию). Обычно она представляет собой монологическую речь, рассчитанную на пассивное восприятие и не предполагающую ответной словесной реакции.
В учительской речи убеждающая речь, объяснительный монолог – это особый процесс взаимодействия между учителем и учеником.
Признаки ораторской речи:
- наличие «обратной связи». Учитель должен наблюдать за поведением аудитории, улавливать ее настроение по реакции на свои слова, корректировать речь, т.е. устанавливать контакт со слушателями;
- устная форма общения. Публичная речь реализуется в устной форме литературного языка, которая, по мнению ученых, усваивается на 40 % лучше письменной. Для учителя-оратора важно так построить публичное выступление, чтобы содержание его речи было понятно слушателям;
- сложная взаимосвязь между книжной речью и ее устным воплощением. Учительская речь тщательно готовится. Подготовленная речь – это, по сути, книжная речь. Но, стоя перед классом, учитель должен не просто прочитать текст рукописи, но и произнести его – в этот момент и появляются элементы разговорной речи. Чем опытнее учитель, тем искуснее он переходит от книжно-письменной формы речи к живой;
- использование различных средств общения (лингвистических и паралингвистических).
В современной литературе по ораторскому искусству выделяются два типа ораторов: те, для кого основное средство ораторского искусства – логика рассуждений, и те, которые воздействуют на слушателей эмоционально.
Оратор должен владеть определенными навыками и умениями. При подготовке своих выступлений он должен правильно подобрать литературу, составить план, написать текст. На протяжении всего выступления оратор должен уметь сохранять самообладание перед аудиторией, ориентироваться во времени и уместно использовать технические средства и наглядные пособия.
Основная задача оратора – установить контакт с аудиторией и добиться нужного эффекта воздействия на нее.
Психологи выделили три группы мотивов, которые побуждают людей слушать лекции ораторов:
- интеллектуально-познавательные;
- мотивы морального плана (обязанность присутствовать на лекции);
- мотивы эмоционально-эстетического плана (симпатия к оратору).
Оратору необходимо выявить основной мотив, объединяющий данную аудиторию, и соответствующим образом построить свое выступление.
Он должен постоянно совершенствовать свои навыки и умения, т.е. систематически заниматься риторическим самообразованием, создавать собственный архив иллюстративного материала (примеров, фактов, цифр).
Оратору также необходимо овладеть техникой речи, что предполагает хорошо поставленный голос, правильное дыхание во время говорения, четкую дикцию (высокую степень отчетливости произнесения звуков), безупречное произношение. Все это позволяет говорящему привлечь внимание аудитории, воздействовать на сознание, воображение, волю слушающих.
Подготовке публичного выступления обязательно предшествует написание плана.
Существует несколько видов планов выступления:
- предварительный;
- рабочий (после того как изучена необходимая литература, собран фактический материал);
- основной план.
Для правильного восприятия публичной речи очень важна ее композиция. Например, известно, что при восприятии устной речи лучше всего запоминается то, что дается в начале и конце сообщения.
Принципы логико-композиционного построения ораторской речи можно сформулировать следующим образом:
- принцип последовательности – каждая вновь высказанная мысль должна вытекать из предшествующей;
- принцип усиления – значимость и убедительность аргументов должна постепенно возрастать. Самые сильные доводы приберегаются к концу выступления;
- принцип экономии – поставленная цель должна достигаться наиболее простыми рациональными способами с минимальными затратами усилий, времени и речевых средств.
Публичная речь обязательно должна иметь вступление (прелюдию), цель которой привлечь внимание аудитории. Опытные ораторы рекомендуют начинать с интересного примера, пословицы, поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания.
Для основной части важно сохранить логическую последовательность и стройность в изложении материала.
Существуют различные методы преподнесения материала:
- индуктивный метод – от частного к общему. Оратор начинает речь с конкретного случая, а затем подводит слушателя к обобщениям и выводам. Этот метод часто используется в агитационных выступлениях;
- дедуктивный метод – оратор сначала выдвигает какое-то положение, затем разъясняет его смысл на конкретных примерах (используется в выступлениях пропагандистского характера);
- метод аналогии – сопоставление различных явлений, фактов, событий с тем, что хорошо известно слушателю;
- концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором (есть центральная проблема и круг более частных проблем, которые рассматриваются в связи с центральной);
- ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. Без возвращения к предыдущему;
- исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности.
В Древнем Риме была фраза, которой оратор заканчивал свое выступление: «Dixi!» («Я все сказал»).
В конце рекомендуется повторить основные мысли, суммировать наиболее важные положения и сделать краткие выводы. Заключение должно быть таким, чтобы люди почувствовали, что дальше говорить нечего.
- Понятие и виды педагогических систем
- Речевой этикет как средство предотвращения вербальной агрессии
- Паралингвистические аспекты речевого этикета
- Этикетные требования к интонационному оформлению высказывания
- Стилистические различия в употреблении единиц речевого этикета
- Социальная дифференциация явлений речевого этикета
- Речевой этикет как общепринятая система речевых средств
- Правила построения студенческой научной работы
- Синтаксис научного стиля речи
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу