Основные функции педагогического общения

«Оптимальное педагогическое общение – такое общение учителя (и шире – педагогического коллектива) со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает эмоциональный климат обучения…, обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные качества учителя» (А. А. Леонтьев).

Педагогическое общение имеет несколько функций:

  • информационно-коммуникативная (гностическая, обеспечивающая познание) – функция обучения, приобретения знаний и социального опыта;
  • регуляционно-коммуникативная – организаторская, обеспечивающая как выбор стратегии и способов взаимодействия «учитель – ученик», так и конкретную организацию деятельности в рамках учебно-речевой ситуации;
  • воспитательно-коммуникативная – ориентированная на развитие личностных качеств ученика, его эмоциональной сферы, формирование эстетической восприимчивости, художественного вкуса.

Информационно-коммуникативная функция общения. Речевая форма реализации гностической функции – диалог, информационный контакт субъектов общения.

От того, насколько субъекты общения будут равноправны, насколько скроет свое коммуникативное лидерство учитель и сможет организовать СО-размышление, СО-творчество, а его младший собеседник сможет сменить роль ученика на роль соавтора, зависит результативность обучения.

Условия успешной реализации информативно-коммуникативной функции:

  • точность передачи научной информации независимо от степени ее адаптации в учебных целях. Адекватность коммуникативных средств достигается здесь благодаря четкости и лаконичности теоретических определений;
  • коммуникативная компетенция учителя, его умение ориентироваться в ситуации общения: предвосхищать реакцию учеников как на стадии подготовки, так и на стадии непосредственного учебного общения;
  • реализация нормативной и актуализирующей задач. Нормативная задача предполагает освоение школьниками нормативного речевого поведения непосредственно в процессе общения с учителем.

Учебно-научная речь учителя воспринимается как образец. Для учителя-словесника очень важно свободное владение «языком предмета» во всех его разновидностях – от научной логики и информационной емкости теоретического определения до художественной выразительности слова о писателе.

Актуализирующая задача предполагает умение учителя выбирать из личного арсенала речевых средств те слова и формы речевого воздействия, которые будут наиболее адекватны и эмоционально созвучны данной ситуации.

Регуляционно-коммуникативная (организаторская) функция общения. Реализация данной функции начинается на докоммуникативном этапе общения, когда происходит отбор и организация учебного материала.

Идет моделирование предстоящего педагогического общения: отбор дидактических материалов, необходимых для урока, планирование урока, составление конспекта, планирование его речевой структуры (степени оптимальности выбранной учителем формы взаимодействия для решения учебной задачи, ее адекватности для восприятия школьниками, возможных форм речевой реакции учеников).

Воспитательно-коммуникативная функция общения. Принято формулировать цели урока с трех позиций: обучающей, воспитывающей, развивающей.

Они взаимосвязаны, взаимообусловлены. Реализация воспитывающей и развивающей целей соотносится с воспитательно-коммуникативной функцией общения.

Спектр действия этой функции очень широк: совершенствование личностных качеств ученика (в том числе коммуникативных способностей), формирование эмоциональной сферы, развитие эстетической восприимчивости и художественного вкуса в процессе изучения как гуманитарных, так и точных дисциплин.

Именно восприятие речи учителя раскрывает школьнику красоту родного языка, формирует у него «чувство слова», языковое чутье, языковой вкус. От ясности, точности и выразительности речи учителя зависит объяснительная сила его монолога.

Владение словом – действенным, выразительным, точным – помогает учителю в достижении желаемого результата. Речь учителя должна быть правильной, доступной и выразительной – она не должна быть перенасыщена терминами, она не должна быть примитивной, она не должна быть безликой.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)