Особенности оформления и содержания договора перевозки грузов в прямом смешанном сообщении

Договор прямой смешанной перевозки грузов обладает рядом особенностей, одной из которых является особый перечень грузов, которые могут быть предъявлены к такой перевозке.

Перечень допускаемых для перевозок в прямом смешанном сообщении скоропортящихся и опасных грузов, а также грузов, которые должны сопровождать представители грузоотправителей, грузополучателей, устанавливается правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении (ст. 68 УЖТ).

Грузоотправитель обязан ясно и четко маркировать каждое грузовое место. В пункте перевалки незамаркированные грузы к дальнейшей перевозке не принимаются.

Специфика существует и в отношении правил подачи заявки на перевозку. Поскольку первому перевозчику требуется время на согласование всех условий перевозки с иными транспортными организациями, участвующими в перевозочном процессе, срок подачи заявок на осуществление перевозки в прямом смешанном сообщении является сокращенным.

Интересно
Статья 11 УЖТ устанавливает, что заявки представляются не менее чем за 10 дней до начала перевозок грузов в прямом железнодорожном сообщении и не менее чем за 15 дней до начала перевозок грузов в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении и в прямом и непрямом смешанном сообщении, а также если пунктами назначения указаны порты.

При перевозках грузов в прямом смешанном водно-железнодорожном сообщении заявки представляются организациями, осуществляющими перевалку грузов с водного транспорта на железнодорожный транспорт.

В рассмотрении заявки участвует и владелец инфраструктуры, который в необходимых случаях согласовывает ее с другими владельцами инфраструктур, организациями других видов транспорта, железными дорогами иностранных государств в срок не более чем пять дней при перевозках грузов в прямом железнодорожном сообщении и не более чем 10 дней при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, а также если пунктами назначения указаны порты.

Особые правила предусмотрены транспортными уставами и кодексами относительно сроков доставки грузов

Общий срок доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяется исходя из совокупности сроков доставки их внутренним водным транспортом и транспортом других видов и рассчитывается на основании правил исчисления сроков доставки грузов, действующих на транспорте соответствующих видов. В случае нарушения общего срока доставки грузов в прямом смешанном сообщении имущественную ответственность за просрочку доставки грузов несет сторона, по вине которой допущена такая просрочка.

Следует отметить, что для заявителя требования о просрочке создают немало неудобств, поскольку на него возлагаются заботы по определению перевозчика, допустившего просрочку.

Грузы, перевозки которых осуществляются в прямом смешанном водно железнодорожном сообщении и которые не доставлены в порты перевалки грузов в связи с закрытием навигации, должны быть с согласия в письменной форме грузоотправителей отправлены из другого порта по назначению в прямом железнодорожном сообщении. В указанных случаях сроки доставки грузов увеличиваются на время их задержки в связи с закрытием навигации.

На железнодорожном транспорте установлены аналогичные правила (ст. 71, 72 УЖТ). Однако более точный срок установлен для сообщения портами об открытии или закрытии навигации в СМИ. Он должен быть сообщен не менее чем за 20 дней до даты открытия навигации или ее закрытия (ст. 71 УЖТ).

В отличие от правил, действующих на иных видах транспорта, ст. 75 УЖТ специально оговаривает, что в случае нарушения общего срока доставки грузов в прямом смешанном сообщении ответственность за просрочку доставки грузов несет перевозчик транспорта соответствующего вида, выдавший груз. Этот перевозчик вправе предъявить требование о возмещении убытков к организации того вида транспорта, по вине которой допущена просрочка доставки груза. Такая схема ответственности для грузоотправителей и грузополучателей является более предпочтительной.

Им нет необходимости «ходить по перевозчикам» в поисках виновного.

Транспортными уставами и кодексами специально урегулирован вопрос о принадлежности железнодорожных путей в портах, предназначенных для перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении. В соответствии со ст. 111 КВВТ они принадлежат железным дорогам.

Строительство и реконструкция в портах прирельсовых складов, предназначенных для приема и отправления грузов, перевозки которых осуществляются в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, проводятся в соответствии с проектами, согласованными с железными дорогами и другими заинтересованными организациями.

Поскольку в осуществлении прямой смешанной перевозки грузов участвует сразу несколько видов транспорта, особого регулирования по сравнению с обычным договором перевозки грузов требует вопрос о расчетах.

Так, в соответствии со ст. 113 КВВТ плата за перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении взимается:

  1. На железнодорожных станциях и в морских портах отправления – с грузоотправителей исходя из расстояний, на которые осуществляются перевозки грузов по железным дорогам или морским путям.
  2. В речных портах перевалки грузов – с грузоотправителей или грузополучателей исходя из расстояний, на которые осуществляются перевозки грузов по внутренним водным путям.

Плата за перевозки грузов в прямом смешанном водно-железнодорожном сообщении взимается:

  • в речных портах отправления – с грузоотправителей исходя из расстояний, на которые осуществляются перевозки грузов по внутренним водным путям;
  • на железнодорожных станциях и в морских портах перевалки грузов – с грузоотправителей или грузополучателей исходя из расстояний, на которые осуществляются перевозки грузов по железным дорогам или морским путям;
  • порядок расчетов за перевалку груза может устанавливаться также договором перевозки груза. За подачу вагонов в порты и уборку вагонов из портов локомотивами, принадлежащими организациям железнодорожного транспорта, взимаются сборы, указанные в тарифном руководстве железнодорожного транспорта.

Суммы указанных сборов включаются в перевозочные документы для взыскания с грузополучателей.

Статья 76 УЖТ содержит аналогичные правила, предусматривая, однако, что подача вагонов в порты и уборка вагонов из портов локомотивами, не принадлежащими порту, оплачиваются портом согласно отдельному договору.

В соответствии со ст. 854 ГК без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)