Особенности логистики торговых предприятий

Логистика является важнейшим инструментом повышения эффективности деятельности торговых предприятий. Однако уровень логистических издержек в российской экономике продолжает оставаться одним из самых высоких в мире.

По данным BCG, совокупные затраты на транспорт и логистику в России составляют около 20% ВВП2, поэтому для роста эффективности деятельности торговых предприятий, повышения конкурентоспособности продаваемой продукции и обеспечения ценовой доступности товаров, необходимо постоянно осуществлять поиск оптимальных логистических решений.

Логистика торговых предприятий охватывает интегрированные процессы планирования, организации и контроля всего комплекса информационных, материальных и прочих потоков между отдельным торговым предприятием и его поставщиками, внутри каждого торгового предприятия и между ним и его потребителями (клиентами, покупателями).

Основными задачами логистики торговых предприятий являются:

  • проектирование и обеспечение эффективной реализации избранных схем товародвижения;
  • определение месторасположения торговых предприятий и обслуживающих их элементов логистической инфраструктуры;
  • выбор между содержанием собственной логистической службы (владеющей собственным складом, распределительным центром, автопарком) или логистическим аутсорсингом (использованием услуг логистических провайдеров);
  • изучение и прогнозирование покупательского спроса;
  • поиск и выбор наиболее выгодных с экономической точки зрения поставщиков товаров, заключение с ними договорных отношений;
  • оптимизация методов доставки товаров;
  • организация учета и контроля поступления товаров;
  • подготовка товаров к продаже;
  • оптимизация размещения товаров в магазинах (распределительных центрах, складах);
  • организация обслуживания покупателей (выдача товаров, доставка, возврат товаров и пр.).

Особенности логистики торговых предприятий определяют следующие факторы:

  • степень интегрированности торгового предприятия (является ли оно независимым предприятием или частью торговой сети, ассоциации, объединения);
  • принадлежность тому или иному торговому формату, который характеризуется параметрами: размер торговой площади, количество ассортиментных позиций, пропускная способность, форма торгового обслуживания покупателей, комплекс предоставляемых услуг, график работы, группа обслуживаемых потребителей и пр.;
  • численность контрагентов (поставщиков и потребителей);
  • развитие транспортной, складской и коммерческой инфраструктуры, информационно-коммуникационных систем, обеспечивающих возможность управления потоками ресурсов;
  • уровень развития логистического аутсорсинга;
  • целевой рынок и конкуренция на нем, требуемый уровень обслуживания потребителей;
  • влияние технологических, политических, правовых и прочих факторов внешней среды.

Таким образом, структурирование логистики торговых предприятий осуществляется под воздействием многочисленных факторов внешней и внутренней среды.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)