Особенности гендерно-ролевого конфликтного поведения

Изучение психологии мужчины и женщины, их отличий друг от друга имеет непосредственное отношение не только к человеку как к таково­му, но также ко всему обществу в целом.

Вопросы, связанные с особенностями пола человека и зависимостью психологических качеств от пола, в последнее время часто входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Эти неслучайно, ведь роли мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевают зна­чительные изменения.

Насколько значимы, закономерны и оправдан­ны различия мнений, суждений, действий «мужских» и «женских» групп на социально-психологическом уровне?

Являются ли эти различия в большинстве своем следствием фундаментальной биологической раз­ницы между мужчиной и женщиной или же они обусловлены в боль­шей степени культурой, господствующей в обществе, определяющей взгляды и диктующей соответственно свои законы и правила?

Социальная психология гендера является огромным полем для изу­чения установок, предрассудков, дискриминации, социального воспри­ятия и самовосприятия, самоуважения, возникновения социальных норм и ролей.

В психологии гендер — это социально-биологическая харак­теристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «муж­чина» и «женщина».

Социальные психологи считают, что две основные причины, из-за которых люди стараются соответствовать гендерным ожиданиям, — это нормативное давление и информационное давление.

Термин «нор­мативное давление» описывает механизм того, как человек вынужден подстраиваться под общественные или групповые ожидания, чтобы общество не отвергло его. Наказание за отказ следовать гендерным ролям может быть жестоким.

Аятолла Хомейни, правитель Ирана с 1979 г. до середины 1980-х гт. отменил все законы, дающие женщинам хоть какие-то права, и приго­ворил к смертной казни в общей сложности 20 тысяч женщин, кото­рые не соблюдали четкие правила, регламентирующие их одежду и по­ведение.

Информационное давление вызвано тем, что, расширяя наши знания о себе и о мире, стремясь понять, какой позиции следует при­держиваться в тех или иных социальных вопросах, мы в большей сте­пени опираемся не на собственный опыт, а на информацию, предостав­ляемую окружающими.

Чтобы определить, что именно является правильным, мы стараемся разузнать, что правильным считают дру­гие, а свое поведение считаем таковым, пока наблюдаем его у окружа­ющих. То же относится и гендерным ролям.

Когда мы смотрим вокруг и видим, как мужчины и женщины делают разные вещи, и слышим, как окружающие нас люди и средства массовой информации подчерки­вают, насколько велика разница между мужчинами и женщинами, мы приходим к выводу, что так и есть на самом деле, и соответствуем этим ожиданиям.

Однако иногда мы заменяем свое социальное поведение, чтобы привести его в соответствие с социальными нормами, даже если на самом деле их не приемлем.

Такой тип подчинения называется уступчивостью; тип поведения, когда человек полностью согласен с нор­мами, — одобрение, интернализация. Третьим типом является — иден­тификация, в этом случае мы повторяем действия ролевых моделей про­сто потому, что хотим быть похожими на них.

Гендер находится под постоянным влиянием как культурных норм, устанавливающих, что должны делать мужчины, а что — женщины, так и социальной информации, внушающей людям, насколько велика разница между мужчинами и женщинами.

Специалисты, занимающи­еся психологией развития, обозначают термином дифференциальная социализация процесс, в ходе которого мы учим, что есть вещи, кото­рые свойственны одним и несвойственны другим, в зависимости от пола обучаемого.

Зачатки дифференциальной социализации можно увидеть еще до рождения ребенка. Примером служит желание родителей и окружающих знать, кто же родится, мальчик или девочка, ведь от это­го уже многое зависит: как его назовут, какую одежду, игрушки будут покупать, как будут воспитывать.

Гендер является очень важной социальной переменной, и родите­лям вряд ли понравилось бы, если бы окружающие допускали ошибки в отношении пола ребенка. Уже в три года дети с уверенностью относят себя к мужскому или женскому полу, что называется гендерной иден­тификацией.

В это время дети начинают замечать, что мужчины и женщины стараются по-разному выглядеть, заниматься разной деятель­ностью и интересоваться разными вещами.

Как только ребенок начи­нает замечать различия между мужчинами и женщинами, у него обыч­но появляется повышенное внимание к ролевым моделям одного с ним пола, обусловленное желанием быть самым лучшим мальчиком или са­мой лучшей девочкой.

Дифференциальным подражанием объясняется, почему женщинам, как правило, нравится ходить по магазинам и зани­маться подготовкой к праздникам, а мужчины часто этого избегают. Пока ребенок растет, он видит, что именно женщина занимается таки­ми делами, и если ребенок — девочка, то это будет интересовать ее гораздо больше, чем если бы на ее месте был мальчик.

Нельзя забы­вать, что гендерно-ролевая социализация — это процесс, продолжаю­щийся в течение всей человеческой жизни, он отражает меняющиеся обстоятельства и новый опыт.

Учителя, другие дети, родители других детей, родственники, игрушки и телевидение — из всех этих источников ребенок узнает о поведении, которое расценивается обществом как соответствующее тому или ино­му гендеру.

Эксперименты показывают, что чтение книг, в содержа­нии которых прослеживается половая стереотипизация, приводит к уве­личению доли поло-типичного поведения в детских играх.

Хотя недавние исследования показали, что описания гендера в книгах, изданных пос­ле 1980 г., в достаточной степени изменились, но библиотеки все еще полны книг, изданных до этого периода.

А в них обычно преобладают персонажи мужского пола и женщины изображаются исключительно в роли хранительниц домашнего очага, тогда как мужчинам предостав­лены все возможности.

Немаловажную роль в гендерно-ролевой социализации играют сред­ства массовой информации, ведь они постоянно демонстрируют нам стереотипные женские и мужские образы. В процессе дифференциаль­ной социализации очень велика роль детских игрушек.

Игрушки и игры помогают девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивают умение общаться и навыки сотрудничества.

У мальчиков же игрушки побуждают к изобретательству, преобразованию окружаю­щего мира, помогают развить навыки, которые позже лягут в основу пространственных и математических способностей, поощряют незави­симое, соревновательное и лидерское поведение.

Зайдя в магазин, вы сразу же увидите, что большинство игрушек конкретно предназначены либо для мальчиков, либо для девочек. Гендерную принадлежность игрушки часто отражают ее название или упаковка.

По статистике, взрослые покупают маленьким детям больше игрушек, типичных для пола ребенка. Естественно будет предположить, что это следствие того, что мальчики и девочки предпочитают разные игрушки и поэтому про­сят купить им именно их.

Но является ли это предпочтение «естествен­ным» или создается социальным окружением? По этому поводу суще­ствует несколько гипотез.

Одна из них предполагает, что мальчики и девочки изначально обладают различной врожденной предрасположен­ностью, благодаря чему и начинают со временем отдавать предпочте­ние различным игрушкам.

Но, к сожалению, мы не можем исключить возможности, что к тому моменту, когда ребенок начинает отдавать предпочтения игрушкам, типичным для его пола, дифференциальная социализация в какой-то мере уже произошла.

Интересны исследования социологов о влиянии культа «Барби» (куклы для девочек) на социализацию и самоидентификацию девочек и девушек.

Играя во «взрослую жизнь» с этой куклой, они невольно идентифицировали себя с белокурой красавицей, но, став девушками, подходили к зеркалу… результат — стремление к суициду как крайней форме протеста по поводу увиденного.

Таким образом, существует огромное количество факторов, кото­рые влияют на гендерно-ролевую социализацию человека, начиная уже с самого рождения и на протяжении всей жизни.

Мы привыкли считать мужчин и женщин Homo sapiens, но со­вершенно различными. Малейшим различиям в строении головного мозга у представителей разных полов ученые склонны приписывать гораздо большее значение, чем на то дают право объективные дан­ные.

Обычно авторы трудов по психологии ссылаются на четыре пси­хологических различия между полами: способностью ориентировать­ся в пространстве, математические способности, речевые навыки и агрессивность.

Психологи начали изучать гендерные различия еще в конце XIX в., но вплоть до 1970-х гг. они по большей части занима­лись демонстрированием различий полов и обосновывали этим раз­ное отношение к мужчинам и женщинам.

Необходимо помнить, что обнаруженные отличия относительно невелики, обычно не более 10%, а в большинстве случаев распределение мужской и женской выборок на 90% совпадают.

Рассмотрим для примера одно из основных отличий — эмоциональ­ность. Различия в эмоциональности между мужчинами и женщинами можно рассматривать на нескольких уровнях.

На одном уровне мы имеем дело со способностью понимать эмоциональные состояния дру­гих (эмпатия) и умением выразить это понимание (эмпатическая экс­прессия) .

На другом нас интересует переживание самим человеком своих эмоций (эмоциональные переживания) и его способы эти эмоции вы­ражать (эмоциональная экспрессия). Как показывают исследования, мужчины не хуже женщин способны определять чувства других и внут­ренне сопереживать им, но они заинтересованы в том, чтобы окружаю­щие никак не заметили этого по их поведению.

Мужчины не желают, чтобы окружающие видели их способность к эмпатии, так как это не соответствует мужской гендерной роли. Мужчины часто оказываются в ситуациях, требующих от них проявления силы, независимости, вла­стности, стремления к соревнованию — качеств, которые едва ли со­четаются с эмпатийной отзывчивостью.

Что касается переживания и выражения собственных эмоций, то, по данным исследований, муж­чины и женщины обладают равной эмоциональностью, но выража­ют свои эмоции с разной степенью интенсивности. Эмоциональная жесткость считается одной из важнейших описательных характерис­тик «настоящего мужчины».

Взрослые женщины больше выражают чувства, направленные на окружающих (проявление интереса к чувствам других, их потребностям, желаниям).

Мужчины же, наоборот, проявляют больше эгоцентрических чувств (потребностей, желаний, собственных интересов). Женщинам удобнее выражать чувства страха и грусти, и вместе с тем люди не видят межполовых различий в способности испытывать эти чувства.

Различия в агрессивном поведении находятся в ряду наиболее достоверных гендерных различий, но они не настолько велики и не настолько связаны с биологическими отличиями, как можно было бы предположить.

Существует несколько факторов, от которых зависит, кто более агрессивен — мужчина или женщина: гендер участников кон­фликта, тип агрессии и конкретная ситуация.

Различия в агрессии мо­жет объясняться гендерными ролями, которые поощряют проявление мужчинами агрессии в некоторых формах, в то время как агрессивность у женщин не приветствуется.

Мужчин нередко принуждают к агрес­сии окружающие, ставя под сомнение их общественное положение или самоуважение.

Женщины, наоборот, испытывают смущение, если при­ходится проявлять агрессию на людях. Мужчины предпочитают роли, в которых требуется проявление агрессии (в военной или спортивной областях), в то время как для большинства женщин агрессивность аб­солютно неуместна.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что эмоции и чувства у мужчин и женщин одинаковы, но в связи с их гендерными ролями они выражают их по-разному.

Одним из значительных ограничений, налагаемых традиционной женской ролью в наше время, является то, что работающая женщина продолжает нести бремя домашних забот и ответственности за детей. Работающая женщина выполняет в среднем 69% работы по дому.

Уве­личение доли времени, которое женщины посвящают работе, привело лишь к небольшому сокращению их домашних обязанностей, а количе­ство времени, отнимаемого у них заботой о детях, и вовсе осталось не­изменным.

В работе женщины обычно ниже по статусу, чем мужчины. Боль­шинство самых престижных профессий в нашем обществе буквально оккупированы мужчинами, прежде всего это касается политики и сфе­ры управления.

Существует множество доказательств более низкой власти женщин в своих организациях по сравнению с мужчинами. Жен­щины гораздо реже занимают должности, предполагающие контроль над ресурсами и определение того, какие цели фирма будет преследо­вать и каким способом.

Это происходит отчасти потому, что мужские гендерные стереотипы включают в себя больше качеств, которые счи­таются необходимыми для завоевания и удержания власти. Поэтому мужчины кажутся более подходящими для руководящих ролей.

Жен­щины, пытающиеся сделать карьеру, иногда сталкиваются с таким яв­лением, как «стеклянный потолок». Эта метафора выражает тот факт, что в некоторых организациях существует как бы невидимый потолок, выше которого женщины не могут продвинуться.

Общепринятые сте­реотипы, предполагающие, что мужчины гораздо лучшие лидеры, чем женщины, отчасти ответственны за существование «стеклянного по­толка».

Еще одной проблемой работающих женщин является то, что они трудятся дома намного больше, чем их работающие мужья, что приво­дит к разрыву во времени отдыха. У домохозяек также существует мно­жество проблем.

Большинство из них не может удовлетворить свои социальные потребности. К тому же большинство социологов соглас­ны, что женщина, зарабатывающая деньги, пользуется в доме большей властью.

Многие из нас выросли с представлением, что каждый в этой жиз­ни заслуживает то, что получает, и получает то, что заслуживает.

Нам необходимо верить, что это так, иначе нам придется делать что-то, бороться с несправедливостью или чувствовать вину и дискомфорт, встре­чаясь с неоправданной дискриминацией, поэтому мы закрываем глаза и продолжаем считать, что ничего плохого с нами не случится, если мы будем правильно себя вести.

Эта концепция «Такова жизнь» часто помогает мужчинам и женщинам оправдывать явное социальное нера­венство, о котором мы говорим.

Эта концепция также приводит к воз­никновению негативных стереотипов, когда женщины рассматривают­ся как слабый пол с целью объяснить их более низкий статус и низкую оплату труда.

Подобная тенденция принижать способности некой со­циальной группы, которую мы эксплуатируем, так, чтобы эту эксплуа­тацию можно было рационально оправдать, давно была подмечена со­циальной психологией.

Бороться против нее опасно, поскольку многим людям необходимо считать, что «все в порядке, просто жизнь такова», и не надо ничего менять. Традиционное разделение ролей на мужчин и женщин служит плохую службу не только женщинам, но и мужчинам.

На сегодняшний день существует сравнительно немного исследова­ний, касающихся ограничений, которые накладывает традицион­ная мужская роль.

Психологи начали изучать женскую роль после того, как внимание общества было привлечено феминистским движением к низкому соци­альному статусу женщин. Последние несколько лет мужская роль пользуется все возрастающим вниманием исследователей.

Структура ролевых норм мужчины складывается из трех факторов. Первый связан с ожиданиями, что мужчины завоевывают статус и ува­жение других (норма статуса).

Второй фактор, норма твердости, отра­жает ожидание от мужчины умственной, эмоциональной и физической твердости.

Третий фактор — это ожидание того, что мужчина должен избегать стереотипно женских занятий и видов деятельности (норма антиженственности).

Норма успешности (статус) — гендерный сте­реотип, утверждающий, что социальная ценность мужчины определя­ется величиной его заработка и успешностью на работе. С этой нормой связан целый ряд ограничений для мужчины.

Во-первых, большинство мужчин не способно на 100% ей соответствовать, из-за чего имеют заниженную самооценку. Носитель традиционной мужественности никогда не знает меры и не может наслаждаться тем, что имеет.

Он должен постоянно наращивать объем и время работы, и такой стиль жизни часто приводит к появлению обусловленных стрессом физиоло­гических и психологических симптомов. Мужчины склонны выбирать работу и карьеру в зависимости от того, насколько хорошо она оплачи­вается.

Финансовое давление особенно обременяет тех мужчин, чьи жены сидят дома и не работают. Если несколько человек зависят от тебя эко­номически, это серьезно давит на психику.

Точка зрения, что главная обязанность мужчины в семье — исправно приносить большую зар­плату, отрицательно влияет на исполнение им родительских функций, так как, чтобы соответствовать этим ожиданиям, мужчина должен по­свящать все свое время работе.

Например, в Японии, где понятие о мужестве включает в себя полную самоотдачу на работе, отцы прово­дят со своими детьми в среднем три минуты по будним дням и 19 минут по выходным.

Компенсация чувства несостоятельности в профессиональной и эко­номической сферах называется компенсаторной мужественностью.

Когда мужчина не соответствует одному из аспектов мужской гендер­ной роли, он демонстрирует преувеличенную мужественность в другой области, тем самым компенсируя свою несостоятельность. Одной из таких областей является доминантность (жесткость).

Норма доминан­тности существует у мужчин в нескольких формах: физической, ум­ственной и эмоциональной.

Норма физической доминантности — это ожидание от мужчи­ны физической силы и мужественности. Ту популярность, которой пользуется в ниши дни бодибилдинг, смело можно считать реакцией на эту норму.

Самооценка мужчин, которые не являются физически силь­ными, хотя чувствуют, что окружающие ожидают от них именно этого, может серьезно снизиться.

Временами норма физической твердости может довести до насилия, особенно в том случае, когда социальная ситуация предполагает, что не проявить агрессию будет не по-мужски, или когда мужчина чувствует, что его мужественность под угрозой или под вопросом.

Исследовательские данные о том, что мужчины-драчу­ны очень часто имеют заниженную самооценку и низкий социаль­но-экономический статус, лишний раз подтверждают догадки отно­сительно того, что причина насилия над женщинами — это компенсаторная мужественность.

Норма умственной доминантности содержит ожидание того, что мужчина будет выглядеть компетентным и знающим.

Человек, пытаю­щийся соответствовать этой модели сверхкомпетентности, начинает тревожиться, как только понимает, что чего-то не знает.

Наибольшая проблема состоит в том, что в межличностных отношениях мужчина, старающийся соответствовать этой не оме, часто унижает других тем, что отказывается признать перед ними свою неправоту или допустить, что кто-то знает больше, чем он.

‘ Норма эмоциональной доминантности подразумевает, что муж­чина должен быть эмоционально твердым: испытывать мало чувств и быть в состоянии разрешить свои эмоциональные трудности без помо­щи со стороны.

То, что делает мужчину мужчиной, обедняет его отно­шения с детьми и другими людьми. Мужчины получают меньшую эмо­циональную поддержку со стороны и имеют меньше подлинно близких отношений.

Отношения между мужчинами характеризуются большей конфликтностью и соревновательностью, меньшим самораскрытием и обсуждением чувств, чем отношения между женщинами. Мужская установка на соревнование не дает мужчинам принимать во внимание окружающих.

Огромный вклад мужчин в войны, насилие, нанесение вреда планете, подавление социальных меньшинств и психологическую жестокость по крайней мере отчасти (»условлен воздействием тради­ционной мужественности.

Норма антиженственности побуждает мужчин избегать стерео­типно считающихся женскими заняпш и моделей поведения. Неко­торые мужчины считают, что выражение чувств и самораскрытие при­надлежит исключительно женщинам и что они будут выглядеть недостаточно мужественными, если будут эмоционально экспрес­сивны.

Очень важная часть функционирования человека в качестве роди­теля — это нежность, забота, постоянная эмоциональная поддержка, потребность часто обнимать ребенка и говорить, что любишь его. Мно­гим мужчинам сложно даются такие действия, поскольку они ассоции­руются с женственностью, в результате многие люди подрастают, оставаясь в неведении, любили их отцы по-настоящему или нет.

Существует предположение, что сгг.эах женственности (фемифо- бия) происходит из страха гомосексуальности и обусловлен социальным контекстом, который обычно приписывает гомосексуальность мужчи­нам с чертами женственности.

Как негативное последствие ситуаций, когда мужчине сложно под­держивать стандарт мужской роли или когда обстоятельства требуют от него проявления женских моделей поведения, которых просто нет в его репертуаре или они запрещены мужской ролью, возникает муж­ской гендерно-ролевой стресс.

Мужчинам с высоким показателем МГРС очень сложно проявлять нежные чувства, то есть у них более низкий уровень вербальной и невербальной экспрессивности, чем у мужчин с низким показателем.

Более общую идею выдвинул в 1990 г. Р. О’Нил, который говорил о гендерно-ролевом конфликте.

Конфликт может возникнуть, когда мужчина ограничивает свое поведение или поведение других, исходя из традиционных гендерных ролей, когда окружающие оказывают на него давление за нарушение норм мужественности или когда он подавляет себя либо окружающих из-за того, что они не стараются соответство­вать роли.

Модель гендерно-ролевого конфликта включает в себя шесть паттернов:

  1. Ограничение эмоциональности — трудность в выражении сво­их эмоций или отрицание права других выражать эмоции.
  2. Г омофобия — боязнь гомосексуалов, включая стереотипы о по­следних.
  3. Социализация контроля, власти и соревнования.
  4. Ограничение сексуального поведения и демонстрации привязан­ности.
  5. Навязчивое стремление к соревнованию и успеху.
  6. Проблема с физическим здоровьем, возникающая из-за непра­вильного образа жизни. Этот конфликт отражается как во внут- риличностной, так и в межличностной сфере.

Тревожность, депрессия, снижение самооценки, стресс, проблемы в отношениях, конфликты на работе, физическое и сексуальное наси­лие — все это возможные результаты гендерно-ролевого конфликта.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)