Особенности финансовых ресурсов предприятий малого бизнеса

Крупный и малый бизнес существенно различаются по параметрам финансовых ресурсов.

Соотношение собственных и заемных средств у предприятия малого бизнеса определяется следующими показателями:

  1. Доступность финансовых и денежных рынков. Эмиссия акций в большинстве случаев невозможна в силу объективных требований к выпуску ценных бумаг. Получение банковского кредита требует хорошей кредитной истории и залогов, устраивающих банк. Поэтому доступ к финансовым и денежным ресурсам ограничен.
  2. Стоимость предприятия. Она не имеет публичной оценки рынком. При мотивации собственника, не обеспечивающей максимизацию рыночной стоимости, существуют реальные проблемы с увеличением капитала предприятия и соответственно с инвестированием.
  3. Риски. Они намного больше, чем у крупного предприятия, хотя с точки зрения объемов заимствования невелики. Жизнедеятельность предприятия целиком и полностью определяется капиталом, востребованностью продукции и услуг на рынке и личным потенциалом собственника. Данные условия необходимы предприятию не только на первом (стартовом) этапе, но и на последующих этапах развития.

Эти и ряд других показателей определяют основную задачу предприятия малого бизнеса – эффективное управление оборотным капиталом: запасами, денежными средствами, дебиторской задолженностью, что увеличивает ликвидность предприятия и его платежеспособность. Вместе с тем предприятия малого бизнеса независимо от сферы деятельности постоянно нуждаются в заемных источниках финансовых ресурсов, так как недостаточно генерируют денежных средств.

Финансовым партнером выступают банки. Для получения кредита в банке предприятию необходимо не только доказать целевое использование кредита, но и объяснить, почему образовался разрыв ликвидности, указать источники выплаты кредита и процентов по нему, продемонстрировать открытость информации банку.

Сегодня существует достаточно много методик оценки платежеспособности малого бизнеса.

Кроме традиционного расчета финансовых коэффициентов используют следующие показатели, анализ которых дает наиболее полное представление о возможности кредитования предприятия (правило «пяти Си»):

  1. Денежные потоки (Cash flows) – способность предприятия генерировать денежные потоки, достаточные для погашения кредита и выплаты процентов.
  2. Активы (Collateral), которые могут служить обеспечением кредита. Банк оценивает ликвидность залога с точки зрения покрытия всех потерь в случае невозврата кредита.
  3. Характер владельца бизнеса (Character) – способность к предпринимательству, деловая репутация, отношения с партнерами.
  4. Управление (Capacity to manage) – обеспечение грамотного управления фирмой, эффективного развития бизнеса.
  5. Условия бизнеса (Conditions). Создание благоприятного экономического, налогового и конъюнктурного климата способствует выживанию малого бизнеса.

Разрыв ликвидности возникает не сразу:

  • вначале предприятие использует краткосрочный кредит либо овердрафт на покрытие непроизводительных затрат и внеоборотных активов – проценты растут и не покрываются адекватным увеличением выручки;
  • кредит сглаживает недостаток денежных средств;
  • меры по повышению эффективности использования оборотных средств не принимаются.

Может наступить момент, когда предприятие будет не в состоянии выплачивать проценты и основной долг. Банк, как правило, осуществляет мониторинг деятельности предприятия малого бизнеса на протяжении всего срока кредитования, проверяет наличие залога.

И если предприятие не пересматривает свою политику управления оборотным капиталом, ведущую к дефициту денежных средств, то банк отказывает в кредитовании и обращает взыскание на залог. При инвестировании долгосрочных проектов малого бизнеса зачастую применяют не классические методики инвестиционного анализа (затраты на такой анализ не окупаются), а методики расчета срока окупаемости инвестиций.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)