Особенности финансовых ресурсов бюджетных организаций

Финансовые ресурсы бюджетных организаций отличаются, прежде всего, источниками формирования, к которым относятся:

  • бюджетные средства;
  • денежные средства предприятий, организаций, граждан, полученные от оказания платных услуг;
  • поступления от продажи собственной продукции и услуг;
  • выручка от сдачи в аренду помещений, производственного оборудования;
  • кредиты банка под поручительство федеральных и муниципальных органов власти;
  • добровольные взносы организаций, различных благотворительных и общественных фондов, физических лиц;
  • прочие поступления.

Особенность финансово-правового статуса бюджетных учреждений состоит в том, что основным источником их финансирования выступает государственный (муниципальный) бюджет, а также бюджет субъектов РФ.

Согласно ст. 161 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ), бюджетное учреждение – это организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

В смете отражаются все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности.

При исполнении сметы бюджетное учреждение самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников (п.6 ст. 161 БК РФ). Возможность бюджетного учреждения распоряжаться внебюджетными доходами, предусмотренная БК РФ, полностью соответствует гражданскому законодательству, однако, как представляется, это значительно снижает его заинтересованность в качественном осуществлении основной деятельности (предоставление государственных, муниципальных услуг). Кроме того, деятельность на нерыночной основе создает необоснованные конкурентные преимущества бюджетных учреждений перед негосударственными организациями.

Бюджетная смета – документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения (ст. 6 БК РФ).

Бюджетные средства расходуются:

  • на оплату труда работников бюджетных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников;
  • командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов РФ и муниципальными правовыми актами;
  • оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд;
  • уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей;
  • возмещение вреда, причиненного бюджетным учреждением при осуществлении своей деятельности.

В бюджетной смете должны быть отражены перечисленные расходы. Порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы определяется главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение. Указанный порядок должен соответствовать общим требованиям, установленным Минфином
РФ (ст. 221 БК РФ).

Бюджетная смета должна включать:

  • гриф учреждения, содержащий подпись руководителя, уполномоченного утверждать смету учреждения, и дату утверждения;
  • наименование формы документа;
  • указание финансового года, на который представлены содержащиеся в документе сведения;
  • наименование учреждения, составившего документ, и его код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;
  • для федеральных учреждений – код по сводному реестру главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
  • наименование единиц измерения показателей, включаемых в смету, и их код по Общероссийскому классификатору единиц измерения.

Содержательная часть формы сметы представляется в виде таблицы. В ней должны быть указаны коды строк, наименования направлений расходования средств бюджета и соответствующие им коды классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией до кодов статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, а также суммы по каждому направлению.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)