Объекты и субъекты государственной экономической политики

Объекты государственной экономической политики – это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально- экономи-ческой жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Объекты государственной экономической политики могут носить совершенно различный характер, они охватывают макроэкономические процессы — хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и даже отношения междсубъектами – условия конкуренции, отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами.

Субъектами государственной экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов. Носители хозяйственных интересов – это социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: по доходам, по видам деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, по имуществу, по отраслевым и региональным интересам. Это наемные рабочие и хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры, государственные служащие и т.п. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности.

В экономически развитых странах носители хозяйственных интересов объединены в многочисленные союзы, ассоциации: это профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, торговых работников, оценщиков и т.п. Некоторые из этих союзов насчитывают миллионы членов (профсоюзы, например), другие играют огромную роль в экономике страны из-за представляемых ими капиталов (союзы предпринимателей, банковских учреждений, торговые палаты). Такие объединения являются выразителями хозяйственных интересов.

Исполнителями хозяйственных интересов являются субъекты государственного регулирования экономики, органы власти всех уровней – федерального, регионального, местного, а также центральный национальный банк.

Большую роль в формировании и реализации экономической политики государства играет Министерство экономического развития РФ (Минэкономразвития России). Это министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, туристской деятельности, лицензирования, внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли), имущественных отношений, несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления, оценочной деятельности, земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения и многие другие функции по выработке и реализации экономической политики государства.

К субъектам государственного регулирования экономики можно отнести Федеральную антимонопольную службу (ФАС России) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и ряд других функций.

Осуществление денежной эмиссии, защита и обеспечение устойчивости рубля – основные функции Центрального банка Российской Федерации (Банка России).

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России осуществляет независимо от других органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Банк России выполняет следующие функции:

  • разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
  • осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
  • устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
  • устанавливает правила проведения банковских операций;
  • осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;
  • осуществляет управление золотовалютными резервами;
  • принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
  • осуществляет надзор за деятельностью кредитных и некредитных финансовых организаций и банковских групп;
  • осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг, контроль за соблюдением эмитентами требований законодательства РФ в данной области;
  • организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;
  •  определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
  • устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  • проводит анализ и прогнозирование состояния экономики, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
  • иные функции в соответствии с законодательством.

Особо следует отметить объединение субъектов государственной и частной экономической политики, которые чаще всего осуществляют консультативную деятельность, но тем не менее оказывают существенное влияние на государственную экономическую политику. Это различные советы экспертов при правительстве, министерствах экономики, финансов, социального обеспечения, отдельных их управлениях, центральном банке, правлениях государственных железных дорог и др.

Для реализации экономической политики создаются функциональные механизмы: нормативно-правовой, организационный и экономический, которые должны обеспечивать взаимодействие и целенаправленность функционирования субъектов и объектов экономической политики.

Организационный механизм реализации экономической политики включает в себя совокупность правил и процедур деятельности субъектов экономической политики по распределению функций между ними, кадровому, материально-техническому, информационному обеспечению.

Нормативно-правовой механизм представляет собой урегулированный нормами права комплекс управленческих отношений по применению методов и инструментов экономической политики.

Экономический механизм включает в себя совокупность методов, инструментов, рычагов стимулирования достижения целей экономической политики государства.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)