Планирование развития экономики

Прогнозирование и целеполагание лежат в основе планирования, которое включает разработку и реализацию планов на всех уровнях власти и во всех сферах экономики.

Планирование – деятельность участников стратегического планирования по разработке и реализации основных направлений деятельности Правительства РФ, планов деятельности федеральных органов исполнительной власти и иных планов в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ, направленная на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности, содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания.

Существенное влияние на развитие экономики оказывают решения, изложенные в отраслевых документах стратегического планирования, в которых определены приоритеты, цели и задачи государственного и муниципального управления, способы их эффективного достижения и решения в соответствующей отрасли экономики.

Отраслевые документы разрабатываются на среднесрочный (3-6 лет) и долгосрочный (более 6 лет) период федеральными органами власти по решению Президента РФ или Правительства РФ в целях обеспечения реализации стратегии социально-экономического, научно-технологического, пространственного развития РФ.

Отраслевые документы стратегического планирования отражают перспективы развития определенной отрасли экономики и служат основой для разработки государственных программ, схем территориального планирования РФ, плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием.

Виды документов:

  • отраслевые стратегии, в том числе схемы и стратегии развития отраслей экономики и сфер государственного управления;
  • стратегии отдельных сфер социально-экономического развития;
  • иные документы стратегического планирования, решение о разработке которых принято Президентом или Правительством РФ.

Для совокупности отраслей разрабатываются межотраслевые стратегии.

Отраслевые документы содержат:

  • оценку состояния соответствующей отрасли;
  • показатели развития отрасли по одному или нескольким вариантам прогноза социально-экономического развития РФ на долгосрочный период;
  • приоритеты, цели, задачи и показатели государственного и муниципального управления и обеспечения национальной безопасности РФ, способы их эффективного достижения и решения в соответствующей отрасли экономики и сфере государственного и муниципального управления.

Система государственного планирования и программирования основывается на принципах единства и целостности, разграничения полномочий, преемственности и непрерывности, сбалансированности системы стратегического планирования, результативности и эффективности стратегического планирования, ответственности участников стратегического планирования, прозрачности (открытости) стратегического планирования, реалистичности, ресурсной обеспеченности, измеряемости целей, соответствия показателей целям, а также на программно-целевом принципе.

Принцип единства и целостности означает единство принципов и методологии организации и функционирования системы стратегического планирования, единство порядка осуществления стратегического планирова- ния и формирования отчетности о реализации документов стратегического планирования.

Принцип разграничения полномочий означает, что органы власти всех уровней (федерального, регионального, местного) осуществляют установленные законодательством Российской Федерации полномочия, в пределах которых они самостоятельно определяют цели и задачи социально-экономического развития, а также пути достижения этих целей и решения этих задач.

Принцип преемственности и непрерывности означает, что разработка и реализация документов стратегического планирования осуществляются последовательно с учетом результатов реализации ранее принятых документов и с учетом этапов реализации документов стратегического планирования.

Принцип сбалансированности означает согласованность и сбалансированность документов стратегического планирования по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам и срокам реализации.

Принцип результативности и эффективности означает, что выбор способов и методов достижения целей социально-экономического развития должен основываться на необходимости достижения заданных результатов с наименьшими затратами ресурсов в соответствии с документами стратегического планирования, разрабатываемыми в рамках планирования и программирования.

Принцип ответственности означает, что участники планирования и программирования несут ответственность за своевременность и качество разработки и корректировки документов, осуществления мероприятий по достижению целей социально-экономического развития, за результативность и эффективность решения задач социально-экономического развития в пределах своей компетенции.

Принцип прозрачности (открытости) означает, что документы в области планирования и программирования подлежат официальному опубликованию, за исключением документов, в которых содержится информация, относящаяся к государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне.

Принцип реалистичности означает, что при определении целей и задач социально-экономического развития необходимо исходить из возможности достижения целей и решения задач в установленные сроки с учетом ресурсных ограничений и рисков.

Принцип ресурсной обеспеченности означает, что при разработке и утверждении документов, разрабатываемых в рамках планирования и программирования, должны быть определены источники финансового и иного ресурсного обеспечения мероприятий, предусмотренных этими документами.

Принцип измеряемости целей означает, что должна быть обеспечена возможность оценки достижения целей социально-экономического развития с использованием количественных или качественных целевых показателей, критериев и методов их оценки, используемых в процессе планирования и программирования.

Принцип соответствия показателей целям означает, что показатели, содержащиеся в документах и дополнительно вводимые при их корректировке, а также при оценке эффективности деятельности органов власти, должны соответствовать целям социально-экономического развития Российской Федерации.

Программно-целевой принцип означает определение приоритетов и целей социально-экономического развития, разработку взаимоувязанных по целям, срокам реализации государственных программ и определение объемов и источников их финансирования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)