Казначейское исполнение бюджета по доходам и расходам

Важнейшим элементом этой стадии бюджетного процесса является кассовое исполнение бюджета.

Кассовое исполнение бюджета — это организация сбора бюджетных средств на территории страны, их хранения и выдачи, а также ведение учета и отчетности.

Существуют три системы организации кассового исполнения бюджета:

  • казначейская система предусматривает деятельность казначейства по формированию доходов, осуществлению расходов и сдаче остатков на специальные счета в банках. Казначейство выступает в этом случае и кассиром, и банкиром;
  • банковская система предусматривает выполнение перечисленных функций эмиссионным (головным) банком страны;
  • смешанная система предусматривает распределение функций исполнения бюджета между казначейством и эмиссионным банком.

В Российской Федерации с 1992 г. установлена казначейская система кассового исполнения бюджета.

Исполнить бюджет по доходам — значит мобилизовать контингент налогов, сборов и других платежей и распределить их по уровням бюджетной системы в соответствии с существующим законодательством.

Исполнить бюджет по расходам — значит профинансировать расходы, предусмотренные в бюджете, в соответствии с бюджетной росписью.

Кассовое исполнение бюджета — это организация и осуществление в процессе исполнения бюджета приема, хранения и выдачи бюджетных средств, ведение учета и отчетности. То есть казначейство является кассиром всех получателей бюджетных средств.

В основе кассового исполнения бюджета лежит принцип единства кассы, означающий, что все собранные на территории страны доходы поступают на единый счет, с которого производятся все ассигнования в соответствии с утвержденными расходами, что позволяет Министерству финансов РФ осуществлять постоянный контроль за поступлением средств, движением кассовой наличности, предотвращать кассовые разрывы.

Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета, в Главной книге Федерального казначейства.

Федеральное казначейство ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета. Данные Главной книги казначейства являются основой для формирования отчетов об исполнении федерального бюджета.

В соответствии с Положением, Федеральное казначейство (Казначейство России) — это единая централизованная система органов федерального казначейства, состоящая из:

  • главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ;
  • территориальных органов управления Федерального казначейства по субъектам федераций — второй уровень — располагаются в административных центрах субъектов Федерации;
  • отделений Федерального казначейства — третий уровень управления — располагаются в районных центрах, крупных населенных пунктах.

Органы казначейства Министерству финансов Российской Федерации.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

  • перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
  • распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;
  • возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
  • учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

Основные этапы исполнения бюджетов по расходам.

Исполнение бюджетов по расходам осуществляется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных, последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования:

  • составление и утверждение бюджетной росписи;
  • утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;
  • принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
  • подтверждение исполнения денежных обязательств;
  • выверка исполнения денежных обязательств.

Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.

Государственные расходы осуществляются только в соответствии с финансово-плановыми актами.

Государственные расходы осуществляются разными способами.

Финансирование — безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для осуществления соответствующей деятельности. Безвозвратность и безвозмездность финансирования отличают его от кредитования.

Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возмездной и возвратной основах и его строго целевое назначение.

Бюджетная ссуда — средства, предоставляемые вышестоящим бюджетом нижестоящему с целью устранения кассового разрыва при разрыве в периоды поступления и расходования; может быть возмездной.

Государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы находятся на сметно-бюджетном финансировании и с использованием лицевых счетов.

Лицевой счет открывается в едином учетном регистре Федерального казначейства для каждого получателя средств федерального бюджета.

Лицевой счет:

  • необходим для отражения средств федерального бюджета, которыми располагает получатель этих средств;
  • открывается в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства;
  • учитывает средства от предпринимательской деятельности и использования государственной собственности бюджетного учреждения, которые зачисляются на единый счет федерального бюджета в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства;
  • на его основе формируется Главная книга Федерального казначейства.

Сметно-бюджетное финансирование — это безвозвратное и безвозмездное предоставление денежных средств из бюджета в соответствии с утвержденной сметой.

Смета состоит из статей, которые имеют предметно-целевое назначение. Все учреждения финансируются по трем укрупненным статьям: заработная плата, текущие расходы и капитальные вложения.

Статьи расходов бюджета составляются на основе норм расходов.

Нормы расходов — единые измерители расходов по однородным учреждениям. Существуют различные нормы расходов.

Нормы расходов подразделяются на обязательные и расчетные:

  • обязательные (штаты и ставки заработной платы, расходы на командировки, питание, медикаменты);
  • расчетные — или необязательные расходы (расходы на содержание зданий, сооружений, затраты на освещение, отопление).
  • Нормы расходов, учитываемые при составлении смет, могут быть материальными и денежными:
  • материальные нормы определяют объем материальных (натуральных) средств на единицу измерения расходов;
  • денежные нормы являются стоимостным выражением материальных (натуральных) норм расходов.

Нормы расходов делятся также на индивидуальные и комбинированные:

  • индивидуальная норма расходов предусматривает расходы на одну цель (например, питание ученика);
  • комбинированные нормы — это совокупность индивидуальных норм по определенному показателю (расходы на одного ученика).

Исполнение федерального бюджета и иных бюджетов завершается 31 декабря, осуществление операций по исполнению бюджетных обязательств заканчивается 25 декабря.

Для оценки эффективности процесса исполнения бюджета применяются следующие критерии:

  • бюджетные предположения утверждены законодательным органом и своевременно, до начала финансового года, разосланы отраслевым министерствам;
  • прогнозируется ежегодная потребность в наличных денежных средствах каждого ведомства, движение денежной наличности в государственной системе рационально и обеспечивает разрешения на производство расходов;
  • отраслевые министерства эффективно управляют как регулярными расходами, так и проектами развития;
  • существует порядок поэтапного выделения средств в течение года, а также единовременного выделения средств в случае особо крупных единичных расходов;
  • министерство финансов полномочно изменять суммы ассигнований отраслевым ведомствам в течение года;
  • ведомства могут получать дополнительные ассигнования, если они обоснованны;
  • централизованные платежи не подрывают эффективность функционирования ведомств, не ослабляют контроля за расходами.

В целях улучшения организации работы и усиления контроля за исполнением бюджетов Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ взаимодействует с Банком России, Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, иными федеральными и региональными органами исполнительной власти РФ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)