Основные требования к моделированию системы целей воспитания

Системообразующим элементом воспитательной системы являются цели воспитания. Рассмотрим основные требования к построению системы целей воспитания. Требования рассматриваются как некоторые ограничения, сформулированные в виде предложений – правил.

Первое требование – наличие основания, на котором строится вся система. Это процесс воспитания, который представляет собой не только и не столько информирование ученика о ценностях жизни, сколько опыт ценностных отношений в реальной жизни.

В этой связи необходимо взять за основу системы отношения человека с миром, т. е. все его реальные связи с окружающей средой, в которой живет каждый и сознательно или бессознательно выстраивает эти взаимосвязи в виде своего отношения — поведения.

Интересно
Задача воспитания заключается в том, чтобы помочь ребенку сделать выбор поведения на основе  сознательного действия и в соответствии с ценностями (нормами), позитивно воспринимаемыми обществом (духовно-нравственные ценности), в котором живет человек.

Такими основными отношениями являются: отношения к знаниям, к обществу, к труду, к природе, к прекрасному, к самому себе. Это настолько очевидно, что не требует особых доказательств.

Именно эти отношения связывают человеческую общность и человека со средой обитания, а потому могут быть положены в основу системы целей воспитания в школе.

Второе требование — требование объективности. Цели отражают исторические закономерности в филогенезе и онтогенезе человека, учитывают научно-технические достижения человека. Другими словами, цели не могут быть конъюнктурными, направленными на воплощение каких-то идей, не проверенных опытом и жизнью.

Нравственность, этика, культура, эстетика, право, которые сложились исторически и помогают человеку выстраивать свои отношения с категориями, включенными в систему целей, реализуют указанное требование.

Третье требование — высокий уровень целостности системы целей, что означает выход целей на все группы отношений: к знаниям, обществу, труду, природе, к прекрасному, к самому себе.

Четвертое требование – дифференциация целей по возрастам обучающихся. Принцип таков: дети растут – и цели «растут», т. е. усложняются.

Пятое требование – реализуемость в учебно-воспитательном процессе. Оно означает, что цели воспитания достигаются во всех формах учебно-воспитательного процесса, на уроках и во внеурочное время, за счет содержания, форм, методов, условий, средств работы с детьми.

Шестое требование – измеримость, актуальная как для учебного, так и для воспитательного процессов. Таковы основные требования к моделированию системы целей воспитания.

В качестве главной цели воспитания выступает нравственность человека в его позиции и поведении.

Под воспитанием в образовательном смысле мы понимаем целенаправленный процесс формирования и развития сознания и самосознания ребенка. И это сознание должно быть, прежде всего, нравственным.

Нравственное сознание ‒ это сознание, помогающее человеку (ребенку) выстраивать свои отношения с окружающей средой в созидательном плане, несущее в себе добро, честность, справедливость, человечность, созидание, а не зло и разрушение.

Каждой возрастной группе обучающихся по ступеням обучения важно сформулировать цели воспитания и тогда с учетом главной цели получится следующая система целей воспитания.

В качестве ожидаемого результата мы определяем два показателя: нравственная позиция и нравственное поведение.

Нравственная позиция – это выражение взглядов, убеждений, мировоззрения человека путем какой-либо внешней знаковой системы (внешней речи, жестов, мимики, музыки, письменной речи и т. д.), через которую выражается готовность, стремление человека следовать нравственным принципам и нормам.

Нравственное поведение есть результат конкретной деятельности человека, направленной на изменение ситуации в соответствии с мотивами и целями, подчиненными нравственным принципам.

Нравственное поведение — это выражение нравственной позиции в реальных отношениях человека с окружающим его миром.

Таково реальное представление одного из возможных вариантов системы целей воспитания, определяющих и все остальные компоненты воспитательного процесса.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)