Основные типы виды и формы учебных занятий по праву

Общеизвестно, что организация правового обучения должна иметь «оформленный» характер, это тем более важно, если речь идет о системном обучающем процессе. Существующие мнения среди специалистов относительно данного вопроса позволяют выделить определенные типы и формы учебных занятий по праву на базе различных оснований.

Обратим внимание лишь на некоторые из них. Так, в зависимости от содержания юридического материала можно выделить: уроки изучения нового материала, уроки обобщения или контроля уже пройденного и проч.
Взяв за основу систему методических приемов, которые используются на занятии можно говорить о таких уроках, как урок вводный, контрольно-обобщающий, урок-лекция, семинар, урок-ролевая игра и проч.

Автор считает, что учитель права может создавать такие формы уроков, которые еще не представлены в науке, а потому нет смысла замыкаться только в рамках существующей системы типологии учебных занятий по праву.

Уроки вводный и изучения нового материала
Вводный урок предваряет серию учебных занятий и, как правило, проводится первым по курсу. На таком уроке учитель разъясняет особенности изучения учебного предмета, закрепляет интерес обучаемых к познанию права, указывает общие требования, которые будут предъявляться в ходе процесса обучения.

Интересно
На таком уроке можно выявить уровень предшествовавшей подготовки школьников с тем, чтобы скорректировать план дальнейшего обучения. В других случаях целесообразно создавать основания для формирования устойчивого интереса школьников к предмету. С этой целью можно организовать проведение игр, решение элементарных правовых казусов и проч.

Урок изучения нового материала
Такое занятие целесообразно организовывать в том случае, когда изученный материал до этого хорошо усвоен, а новый материал требует особого внимания в силу своей важности, сложности и проч. Указанный тип урока по праву может быть организован в виде школьной лекции, киноурока и проч.  В этом случае преобладает именно изучение нового материала.

Комбинированный урок по праву
Однако в большинстве случаев весьма распространенными уроками по праву бывают уроки комбинированного типа, которые состоят из всех основных компонентов процесса обучения.

Стоит согласиться с исследователями, которые выделяют такие структурные компоненты этих занятий:

  1. Организационный момент. Обучаемые настраиваются на урок и готовятся к предстоящей учебной деятельности.
  2. Постановка цели занятия перед учащимися.
  3. Опрос, включающий в себя комплекс заданий по проверке качества обученности школьников после изучения предшествующей темы.
  4. Изучение нового материала.
  5. Закрепление изученной темы.
  6. Подведение итогов урока. Обобщение изученного материала.
  7. Задание на дом.

Рассмотрим чуть подробнее основные звенья комбинированного урока.
Урок начинается с небольшого организационного момента. Он заключается в приветствии друг друга. Правила делового обыкновения как разновидности социальных норм предполагают, чтобы участники обучающего процесса приветствовали друг друга стоя. Ученики и учитель настраиваются на предыдущую деятельность. Практика показывает, что нельзя затягивать этот этап урока (выяснять отношения с детьми или заводить разговор на отвлеченные темы).

Вторым компонентом урока выступает проверка знаний и умений школьников. Учитель организует работу школьников, использующих в своей деятельность ранее изученный материал. Проверка сформированных правовых умений, знаний учеников может осуществляться устно, письменно. При этом необходимо, чтобы все ученики были включены в эту деятельность, учитывались индивидуальные особенности каждого, а потому проверка может носить дифференцированный характер.

Учитель, хорошо знающий своих детей, предлагает более сильному по уровню подготовки сложное задание, а тому, кто еще не достиг хорошего уровня подготовки, – задания упрощенного вида.

В опрос необходимо включать задания, контролирующие не только степень усвоения предыдущего материала, но и нацеливающие на изучение новой темы.

Учитель права должен заранее разработать серию вопросов и заданий, которые будут адресованы на этом этапе школьникам. Их формулировки должны быть четкими и понятными возрасту обучаемых. Методисты рекомендуют первыми задавать такие вопросы: О чем мы с вами говорили на уроке в прошлый раз? К какому выводу мы пришли, изучая тему?

Основные требования, предъявляемые к школьникам при ответах, должны быть заранее им известны. Для этого можно использовать специально разработанные памятки. Например:

  • ответы должны быть краткими со ссылкой на правовую норму;
  • свой совет при разрешении правовой ситуации следует аргументировать конкретными примерами;
  • записи на доске, в тетради делать краткими и аккуратными и проч.

Опрос может проводиться фронтально в устной форме. В этом случае учитель предлагает ответить школьникам на краткие вопросы по теме, например:

«Давайте вспомним, что такое правовая норма? Какие существенные признаки этого правила поведения можно выделить? Приведите в пример любую норму права и т. д.»

Затем некоторые ученики могут быть приглашены на первые парты для выполнения письменного задания: это может быть решение правовой задачи, объяснение сущности правового понятия и выстраивание графической схемы изученного материала и проч.

Другие же школьники могут работать у доски, заполняя, предположим, таблицу сравнительного анализа правовых и других социальных норм. Однако весьма ценной на уроках права является работа, требующая устного рассказа школьника, объяснения своей позиции и проч.

При выступлении одного школьника по теме другие ребята должны учиться умению его слушать, дополнять и даже критиковать.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)