Основные системные законы организации и закон синергии

Эффективность деятельности любой организации зависит от сочетания большого количества разнородных факторов.

Наиболее общими из них являются: цели, структура, производительность труда, интеллектуальный и профессиональный потенциал, система мотивации, особенности взаимосвязей с внешней средой, социально-психологический климат, техническое и технологическое обеспечение и т.п.

Однако потенциал, результативность и эффективность работы организации определяются не только составом и качественным содержанием этих факторов, но и характером их взаимосвязи и взаимоотношений. В силу эмерджентных свойств организация приобретает новое качество – синергию, или синергетический эффект.

Синергия (синергетический эффект) (от греч. synergos – действующий вместе, сотрудничающий) представляет собой возрастание потенциала организации в результате рациональной интеграции (объединения) ее отдельных частей в единую систему.

Говорят гуру… Что же такое синергия? Попросту говоря, она означает, что целое больше суммы его частей. Это значит, что связь, существующая между частями целого, сама по себе является частью этого целого. И это не просто часть, а наиболее каталитическая, наиболее стимулирующая, наиболее объединяющая и наиболее удивительная из частей.
Стивен Р. Кови 

Понятие синергии впервые появилось в рамках естественно-научного направления – синергетики, возникшего в начале 1970-х гг. Синергетика представляет собой теорию самоорганизации и развития сложных систем. Проявление синергетического эффекта от согласованного функционирования элементов системы подчиняется следующему закону.

Закон синергии:

  • эффект, получаемый в результате соединения двух или более элементов в единую систему, оказывается не равным простому сложению эффектов от обособленной деятельности этих элементов;
  • возможен такой подбор элементов, их иерархии и взаимосвязи, при которых эффект от деятельности системы в данных условиях окажется выше суммы эффектов обособленно функционирующих элементов.

Данный закон означает, что для любой организации возможны такие варианты ее системного построения, при которых ее потенциал будет либо выше, либо ниже простой суммы потенциалов составляющих ее элементов.

Очевидно, что задачей менеджмента организации является такое управленческое воздействие на внутреннюю среду организации, которое приведет к возрастанию потенциала организации или, другими словами, к максимальному значению синергетического эффекта.

Распространенной метафорой, иллюстрирующей смысл синергии, является следующее “не вполне арифметическое” выражение:

1 + 1 = 3.

Иногда его записывают немного иначе:

1 + 1 = 2 + synergy,

демонстрируя тем самым, что рациональное, целенаправленное объединение элементов может порождать дополнительный эффект.

Повышение или снижение эффективности работы организации за счет проявления синергетического эффекта хорошо иллюстрируется понятием “приращение ресурсного потенциала”.

Эффективность работы организации напрямую зависит от ее ресурсного потенциала, однако различные комбинации ресурсов дают различные значения эффективности, вплоть до существенного ее снижения.

Например, эффективность работы организации определяется системным взаимодействием таких ресурсов, как производственное оборудование, интеллектуальный и трудовой потенциал работников, финансовые средства, имидж организации и др.

Добавление такого ресурса, как новая технология, может значительно повысить совокупный потенциал организации и эффективность ее работы. Приобретение же некондиционного оборудования снизит общую эффективность системы.

Говорят гуру… Синергетические эффекты могут появиться в результате экономии на масштабах, внедрения в объединенной компании самых передовых методов работы, появления новых возможностей, освоения специфических навыков объединившихся предприятий и нередко возникновения стимулирующего эффекта, который оказывает влияние на обе компании по отдельности. Но достаточно небольшой ошибки в оценке этого потенциала – и, несмотря на все усилия, тут же начнутся проблемы.
С. Кристофферсон, Р. Макниш, Д. Сиас

Примером действия закона синергии может служить объединение нескольких организаций в альянс, концерн или холдинг. Суммарная доходность таких объединений, как правило, оказывается выше, чем сумма доходностей предприятий до объединения.

Синергетический эффект в данном случае достигается преимущественно за счет реализации объединенными предприятиями единой стратегии инвестирования, производства, диверсификации, выбора рынков и т.п. Синергия также может проявляться и в снижении конкурентного давления в силу того, что предприятия – бывшие конкуренты становятся элементами единой системы.

Синергия реализации товаров возникает в том случае, когда продажи нескольких типов товаров осуществляются через единую торговую сеть и централизованно координируются. Примером синергии может служить развитие системы франчайзинга.

Основным условием достижения системой максимальной синергии является рациональная взаимосвязь компонентов. Сущность эффекта выражается в связях и взаимном влиянии элементов системы.

Рациональные связи должны обеспечивать оптимальное сочетание элементов организации как системы в различных сферах ее деятельности. Среди них особо выделяются: сфера исследований и опытно-конструкторских разработок, производственная сфера, логистика, инжиниринг, система контроля качества, маркетинг и реклама, менеджмент, финансовая сфера.

На практике бывает достаточно сложно определить количественные значения синергетического эффекта от тех или иных управленческих действий. Чаще всего для оценки эффективности работы организации как системы используются такие экономические показатели, как прибыль, объемы продаж или издержки производства.

Однако в ряде случаев источниками синергетического эффекта могут стать факторы, действие которых сложно описать, используя лишь формальные экономические категории. На возрастание эффекта могут оказывать влияние психологические, социальные и другие аспекты.

Так, например, появление нового магазина франшизы в одном районе с уже работающим магазином той же сети, как правило, не только не снижает выручку первого магазина, но и увеличивает ее. Это объясняется повышением узнаваемости бренда и доверия к нему со стороны покупателей.

Однако необоснованное увеличение плотности расположения на небольшой территории однотипных франчайзи приведет к появлению асинергетического эффекта – снижению доходности каждого из магазинов.

Говорят практики…

1. В 2012 г. холдинг “Уралхим”, уже владевший березниковским “Азотом” и приобретший пермские “Минеральные удобрения”, фактически объединил предприятия. Управляющим директором обоих комбинатов стал Мурад Чапаров, ранее занимавший должность генерального директора крупного подмосковного завода компании “Уралхим”.

В интервью он рассказал о перспективах развития предприятий в едином холдинге:

– Сейчас двумя пермскими заводами руководит одна команда. Говорилось о некотором синергетическом эффекте, что объединение должно привести к положительным итогам. Что удалось сделать?

– Ожидаемый синергетический эффект мы получаем. Его можно разделить на две части. Во-первых, при управлении активами произошло снижение издержек, и не только материальных. Уменьшились документооборот и объем процедурных вопросов. Топ-менеджеры, которые руководят двумя площадками, в основном до этого работали в “Уралхиме”.

При их непосредственном участии разрабатывались наши корпоративные стандарты, и, соответственно, они привыкли работать по ним. Благодаря этому нам удалось быстро интегрировать стандарты работы “Уралхима” и на пермских “Минеральных удобрениях”.

Второй эффект – предприятиям стало проще и удобнее работать, ежедневно решать производственные вопросы. Объясню. Пермские “Минудобрения” (ПМУ), несмотря на то что выпускают товарной продукции в два раза меньше, чем “Азот”, остаются таким же технологически сложным заводом.

Когда мы управляем двумя серьезными высокотехнологичными предприятиями, возникает огромное количество вопросов, проблем, начиная с организационных и заканчивая техническими. У нас уже были прецеденты, когда специалисты с двух площадок оперативно выручали друг друга.

Уже создан технический совет, куда вошли специалисты пермских “Минеральных удобрений” и “Азота”. Цель этого совета – развитие обоих предприятий как на тактическом, так и на стратегическом уровнях.

2. Мировая практика осуществления сделок M&A (слияния и поглощения) свидетельствует о важности количественной оценки синергетического эффекта, достижение которого является основным мотивом таких процессов и отображает размер выгод, которые появляются в результате слияния и поглощения.

Синергетический эффект – дополнительная ценность (выраженная в стоимости бизнеса) активов, возникающая в результате тесного взаимодействия или совместной деятельности субъектов бизнеса в сравнении с совокупной их стоимостью или финансовой эффективностью в условиях автономного функционирования…

На базе количественной оценки синергии инвестор принимает решение о том, какую максимальную сумму он готов потратить на слияние/поглощение бизнеса или актива, и прогнозирует рост капитализации бизнеса.

Это выражается в оценке роста стоимости бизнеса (на основе расчета дополнительных денежных потоков от использования источников синергии) или инвестиционной стоимости как разницы между прогнозной стоимостью объединенной компании… и прогнозной стоимостью бизнеса с текущей структурой активов. Таким образом, рассчитанное значение синергетического эффекта является функцией роста стоимости бизнеса.

Таким образом, задачей менеджмента организации является создание такой организационной системы, которая приводила бы к максимально возможному положительному синергетическому эффекту.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)