Закон композиции и пропорциональности (гармонии)

В рамках общей теории систем строение любой организации можно охарактеризовать такими понятиями, как композиция, пропорциональность и гармония.

Композиция (в теории организации) – взаимное расположение элементов организационной системы (от лат. compositio – составление, связывание, сложение, соединение).

Пропорциональность (в теории организации) – определенное количественное соотношение, соответствие между элементами организационной системы.

Гармония (в теории организации) – согласованность, стройность, соразмерность в сочетании элементов организационной системы.

Каждая организационная система стремится к состоянию гармонии – т.е. к состоянию, когда композиция и пропорции являются наилучшими для данных задач и условий работы системы.

Закон композиции и пропорциональности (гармонии): каждая организационная система стремится к оптимальному взаимному расположению частей (композиции) и к оптимальному количественному соотношению между ними (пропорциональности), что обеспечивает гармонию ее строения и функционирования.

Для организации стремление к гармонии – это процесс достижения максимальной эффективности за счет построения такой структуры и такого соотношения ресурсов, которые позволили бы получить максимальный синергетический эффект.

Рассмотрим принципы практической реализации этого закона:

  1. Принцип планирования: каждая организация должна иметь обоснованный план деятельности и развития.
  2. Принцип координации: каждая организация должна следить за стратегическими, тактическими и оперативными изменениями и вносить соответствующие коррективы в пропорции ресурсов.
  3. Принцип ограничения: набор и пропорции ресурсов организации должны быть ограничены настолько, чтобы обеспечивалось оптимальное управление ими. Существуют специальные нормы и правила, которые разработаны на основе научных исследований и организационного опыта.
  4. Принцип согласования: все используемые организацией ресурсы должны соответствовать друг другу по основным характеристикам.
  5. Принцип полноты: организация должна выполнять весь набор функций, независимо от количества постоянных работников. Если имеющегося персонала недостаточно для гармоничного развития организации, менеджеру необходимо или принять решение либо о возложении дополнительных функций на имеющихся сотрудников, либо о наборе новых сотрудников, или обратиться за помощью в сторонние организации (курьерские службы, службы маркетинговых исследований и др.).
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)