Основной закон развития высших психических функций

1. Закон развития высших психических функций Л. С. Выготского
2. Описанный эксперимент

 

Роль взрослых в психическом развитии ребенка признается практиче­ски во всех теориях. Само это развитие в большинстве случаев рассмат­ривается как процесс постепенной социализации или адаптации ребенка к внешним для него социальным условиям, приспособление к миру взрослых. Механизм такой адаптации может быть различным.

Это либо преодоление врожденных инстинктивных влечений (как в психоана­ лизе), либо созревание когнитивных структур, подчиняющих себе асо­циальные, эгоцентрические тенденции ребенка (как в школе Пиаже), либо подкрепление социально приемлемого поведения (как в бихевио­ризме).

Но во всех случаях собственная природа ребенка трансформи­руется, перестраивается подчиняется требованиям взрослых, которые противостоят ребенку.

 

Принципиально по-другому роль взрослого выступает в культур­но-исторической концепции. Здесь социальный мир и окружающие взрослые не перестраивают его природу, а являются органически не­ обходимым условием его человеческого развития.

 

Человеческое об­щество и окружающие люди не противостоят ребенку и не «давят» на него извне, но составляют главный источник формирования его внут­ренней жизни. Ребенок не может жить и развиваться вне общества. Он изначально включен в общественные отношения, а не входит в них в процессе адаптации. Причем чем младше ребенок, тем более социаль­ным существом он является.

Собственная деятельность ребенка, его человеческие способности и потребности возникают в результате при­своения образцов человеческой культуры. Психическое развитие чело­века есть прежде всего культурное развитие.

Носителями этой культу­ры для ребенка могут быть только взрослые, и только они могут передать ее ребенку. Стать человеком ребенок может только вместе со взрослы­ми, в процессе совместной жизнедеятельности с ними.

 

Определение
Важнейший закон развития высших психических функций, откры­тый Л. С. Выготским, заключается в следующем: всякая функция в куль­турном развитии ребенка первоначально возникает в процессе взаимо­действия со взрослыми и существует не в индивидуальном сознании ребенка, а между ребенком и взрослым, в пространстве их взаимоотно­ шений, поэтому она имеет интерпсихическую форму.

 

Впоследствии она переходит во внутренний мир ребенка, интериоризируется, то есть ста­ новится его индивидуальным достоянием, приобретает интрапсихическую форму. Закон перехода от интер к интрапсихическим процессам имеет фундаментальное значение для детской психологии.

В формулировке Л. С. Выготского он звучит следующим образом: «Всякая функция в культурном развитии ребенка выходит на сцену два­жды, в двух планах, — сперва в социальном, потом — в психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая» (т. 3, с. 145).

В этой формулировке содержатся две важнейшие мысли:

  • психические процессы у человека с самого начала социальны — и по своему происхождению, и по своему содержанию;
  • интериоризация — процесс перехода социальных, внешних, зна­ковых процессов во внутренние, психические.

В общих чертах интериоризация проходит следующие три этапа:

  • взрослый, используя соответствующие знаковые средства, воз­действует на ребенка, побуждая его что-то сделать, или обращает внимание ребенка на что-то, или просто обращается к нему;
  • ребенок, перенимая от взрослого способ обращения, сам воздей­ствует на взрослого;
  • ребенок обращает те же средства и те же воздействия на самого себя, то есть обращается к самому себе во внутреннем плане.

Для иллюстрации приведем описанный Л. С. Выготским пример превращения внешних средств во внутренние на материале исследова­ния произвольного внимания. О произвольном внимании можно гово­рить тогда, когда человек сам направляет и удерживает внимание на каком-либо предмете, если сам этот предмет «не бросается» в глаза (в этом случае включаются механизмы непроизвольного внимания).

Ребенку предлагается игра, суть которой заключается в том, чтобы отга­дать, под какой из двух чашек спрятан орех. Чашки различаются толь­ко оттенком серого прямоугольника, наклеенного на крышке: один из них светло-серый, а другой — темно-серый. Орех всякий раз прячется под крышкой с темно-серым прямоугольником.

Однако ребенок этого не знает и не замечает различий в оттенках прямоугольников. Сначала ребенок действует наугад, и игра идет с переменным успехом: ребенок то отгадывает и выигрывает орех, то проигрывает. Несмотря на явную заинтересованность игрой, условной связи не вырабатывается, поскольку сигнальный признак (цвет прямоугольника) не выделяется ребенком.

После серии неудач взрослый производит решающее действие: он кла­дет на глазах у ребенка орех в чашку, закрывает ее крышкой и пальцем указывает на темно-серый прямоугольник. Потом игра продолжается. Уже при следующей попытке ребенок выбирает чашку правильно и говорит: «Орешек там, где темное пятно». С этого момента он уже не делает оши­бок и постоянно выигрывает.

Что здесь произошло? Взрослый с помощью средства — указатель­ного жеста — направил внимание ребенка на нужный предмет и тем самым «организовал» внимание ребенка, а затем ребенок сам стал на­правлять свое внимание на решающий признак. Указательный жест взрослого трансформировался в собственный приказ ребенка самому себе: «Смотри на пятнышки и выбирай то, которое темнее».

 

Таким об­разом, произошли два важнейших события: рождение средства-знака в процессе общения и превращение его из внешней формы во внутрен­нюю, то есть его интериоризация. В результате стал возможен акт про­извольного внимания.

 


 

Определение
Описанный эксперимент — простая и прозрачная модель того, что постоянно происходит в воспитании ребенка. Взрослые фактически не­прерывно направляют внимание ребенка на новые предметы, явления, события, правила поведения, способы действия, человеческие ценности и пр.

 

Благодаря взрослым все это начинает существовать для ребенка, приобретает субъективную значимость, а потом становится его внутрен­ним достоянием. Такая передача человеческой культуры от взрослых к детям происходит в особом процессе воспитания и обучения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)