Основные разделы бизнес-плана

В разделах бизнес-плана может содержаться следующая информация:

  • о целях предпринимательской деятельности, главной и функциональных стратегиях;
  • об имидже, репутации, позиции и потенциале организации, их развитии в предстоящем периоде, и связанных с этим затратах.

В разделе приводятся сведения о традициях организации, репутации в деловых кругах, у потребителей и общественных организаций.

Потенциал характеризуется состоянием реального и акционерного капитала; объемом структурой, возрастом, степенью износа зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств; величиной материальных запасов; числом разрешенных к выпуску и фактически выпущенных акций, их распределением по видам и держателям.

Обязательно в бизнес-плане говорится о персонале, принципах его подбора, оценки, продвижения; системе управления и путях ее развития; внедрении новых методов руководства; взаимоотношениях с профсоюзной организацией.

Один из разделов содержит информацию о будущей производственной деятельности и ее необходимых условиях:

  • внедряемых технологиях и оборудовании;
  • об источниках и способах обеспечения потребностей в сырье, материалах, энергии, комплектующих изделиях;
  • о необходимых затратах;
  • о путях повышения производительности труда и эффективности производства;
  • о способах контроля.

Необходимо представить раздел о продукте или услуге, их техническом уровне, качественных параметрах, уникальных свойствах, недостатках и возможностях модификации, экологичности, безопасности, удобстве обслуживания; о жизненном цикле, времени, необходимом для их освоения и запуска в производство, наличии у продукции сертификатов, защищенности патентами, лицензиями, товарными знаками; о возможностях использования отходов. Сведения даются в сопоставлении с имеющимися и разрабатываемыми аналогами.

Особое место занимают стратегии и план маркетинга. Обычно данный раздел начинается с характеристики рынков сбыта, их емкости, насыщенности аналогами, тенденций развития в ближайший период.

Затем рынок анализируется в территориальном разрезе, по группам потребителей, наиболее популярных разновидностей продукции, что позволяет определить его наиболее перспективные сегменты и наметить шаги для привлечения новых покупателей.

Наконец, в разделе дается характеристика основных каналов сбыта, как внутри страны, так и за рубежом, перечисляются наиболее крупные потенциальные посредники и покупатели, определяются способы взаимоотношения с ними.

В настоящее время невозможно обойти вниманием раздел о конкурентоспособности продукции, путях борьбы с основными потенциальными и реальными конкурентами, опасностях и возможностях, открывающихся в связи с реализацией товаров, работ, услуг предприятия.

В разделе приводятся сведения о конкурентах, их доле на рынке; перечисляются основные объекты конкурентной борьбы (технические показатели, надежность, эстетичность, экологичность, безопасность, качество, сервис).

На основе всестороннего анализа этих моментов определяются параметры, по которым можно превзойти соперников, перечень задач, программа действий по их реализации, необходимые затраты. Делается прогноз сбыта продукции и возможной доли продаж на определенных целевых рынках в натуральном и стоимостном выражении.

Необходимо предложить раздел о себестоимости, цене, прибыльности производства и сбыта товаров и услуг, его критическом объеме, ниже которого производство является убыточным. Такой расчет делается, исходя из предполагаемой величины продаж, уровня постоянных и переменных затрат.

О рисках и способах их страхования следует сказать отдельно. Риски, возникающие в процессе хозяйственной деятельности, могут быть связаны с уничтожением, порчей или хищением имущества, стихийными бедствиями и политическими конфликтами, препятствующими нормальному ходу работы, финансовыми и коммерческими неудачами.

В разделе дается примерная оценка хозяйственных рисков и приводятся основные мероприятия, направленные на их снижение, а также расчет рентабельности проекта с учетом этих мероприятий.

Финансовая стратегия рассматривается, как правило, ближе к окончанию бизнес-плана. Здесь определяются источники формирования финансовых ресурсов (выпуск акций, облигаций, банковские ссуды, накопленная прибыль, амортизационный фонд), формируются требования к эффективности их использования, соотношению собственных и заемных средств, общей прибыльности, формулируются основы политики инвестирования, формирования фондового портфеля и распределения прибыли.

Интересно
Итоговый раздел бизнес-планирования обычно посвящается финансовому плану организации, который в концентрированном виде представляет в денежном выражении все предыдущие разделы.

В рамках финансового плана на основе прогноза объемов реализации, постоянных и переменных затрат составляется ряд важнейших документов.

Это план доходов и расходов, прогнозный баланс, план получения целевых средств от вышестоящих организаций или заказчиков для осуществления целевых программ, план движения денежных средств на счетах в банке и в кассе, план прибылей и убытков, прогнозный бухгалтерский баланс.

Помимо основных разделов бизнес-план может содержать приложения в виде схем, диаграмм, таблиц, облегчающих восприятие материала, а также график основных мероприятий с указанием ответственных лиц.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)