Основные понятия защиты лиц осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Отношения личности и государства в России на данном историческом этапе представляют собой одно из парадоксальных общественных явлений. Парадокс заложен в имеющихся противоречиях и заключается в том, что интересы человека нередко не совпадают с интересами государства, а зачастую и прямо противоречат им. Но как бы отдельный человек не стремился полностью удовлетворить свои потребности, он не может обойтись без общества, как организованного множества индивидов. Это множество перестает быть таковым вне каких-либо государственных форм.

Человеческое общество образует государство, и оно существует для людей, объединяя своих граждан устойчивыми социальными связями. Государственный аппарат руководит обществом. Недальновидное руководство и прямые политические просчеты в управлении порождают противоречия между государством и человеком. Этот процесс требует смягчения и своевременного урегулирования. Несмотря на то, что интересы личности и общества иногда не совпадают, человек и государство необходимы друг другу, поскольку государство есть публичная, легитимная (нормативно-выраженная), властная и организационная сила общества.

Следовательно, защищать интересы каждого им следует на взаимовыгодной основе, и правовую почву для этого необходимо создавать государственным органам. Защищая себя, человек вынужден защищать государство. И наоборот, оберегая свои интересы, государство создает гарантии защиты личности. Остается найти ту основу, на которой можно урегулировать процесс взаимопомощи. Одной из составляющих основ этого глобального процесса является, в числе прочего, выработка мер защиты лиц, осуществляющих ОРД и лиц, оказывающих конфиденциальное содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Прежде чем изучать вопросы защиты данных категорий лиц, представляется целесообразным определить значение основных терминов: «защита», «содействие» и вытекающих из них – «меры защиты», «виды защиты».

Особый интерес представляет понятие «защита». Термин «защита» зачастую заменяют словом «охрана», хотя это различные аспекты обеспечения прав личности, характеризующиеся тесными связями и взаимопереходами, в отдельных случаях сближающиеся и совпадающие, в других относительно обособленные и существующие вполне самостоятельно. В русском языке «защищать» означает «оберегать, охранять, оборонять, отстаивать, заступаться, не давать в обиду». А понятию «охранять» соответствуют слова «стеречь», «беречь», «оберегать», «сторожить», «караулить».

В юридической литературе встречается включение понятия «защита» в содержание понятия «охрана». Другие авторы отождествляют данные понятия. Нам представляется, что охрана, состоящая в применении правовых средств для обеспечения правомерной деятельности, не тождественна защите, означающей использование правовых средств по восстановлению нарушенного права. Следует согласиться с мнением о том, что понятие «защита» по своему содержанию шире, нежели понятие «охрана». Действительно, понятие защиты охватывает как охрану субъективных прав личности, так и гарантии, характеризующие реальную защищенность носителя этих прав.

В то же время следует отметить, что указанные понятия трудно разграничить между собой, так как они соприкасаются по многим параметрам. Защита является деятельностью, осуществляемой при посягательстве на права, их ограничения или возникновении реальной угрозы их нарушения. Под защитой понимается разнообразная деятельность по охране прав и свобод человека от всевозможных нарушений и ограничений и возмещению ущерба, причиненного правам и свободам человека, если не удалось предупредить или отразить нарушения, устранить ограничения.

Именно этот смысл целесообразно использовать для определения сущности защиты должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и лиц, оказывающих им конфиденциальное содействие. Между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и лицами, содействующими им, имеются определенные специфические правовые отношения.

Социальная и правовая защита граждан, содействующих оперативно-розыскным органам в осуществлении ОРД, предполагает и возлагает на государство обязанность принимать необходимые меры по предотвращению противоправных действий в отношении подобных граждан, установлению виновных в таких действиях и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Выяснение вопросов социальной и правовой защиты лиц, осуществляющих ОРД, предполагает предварительное осмысление значения этой защиты для ОРД, определение ее понятия.

Социальная и правовая защита как понятийное образование состоит из двух взаимосвязанных понятий:

  • социальной защиты;
  • правовой защиты.

От определения их соотношения и объема зависит правильное формулирование единого понятия социальной и правовой защиты в оперативно-розыскной деятельности. Понятия социальной защиты и правовой защиты не являются взаимоисключающими, наоборот, они взаимообусловлены. Правовые нормы не исключают норм общественных. При закреплении социальных мер защиты в нормах права они одновременно становятся и мерами правовой защиты. Следовательно, социальную и правовую защиту следует рассматривать как совокупность правовых положений, определяющих социальные гарантии участникам ОРД, а также обеспечивающих их реализацию.

В оперативно-розыскном законодательстве социальная защита выражается как в виде льгот или преимуществ, так и в форме определенных денежных выплат и компенсаций, материальных благ, предоставляемых лицам, оказывающим конфиденциальное содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Но такая защита не ограничивается только правами, льготами, преимуществами и материальными вознаграждениями. Не все меры социальной защиты могут быть урегулированы правовыми нормами. Определенная их часть все же выходит за рамки правового регулирования. Некоторые вопросы, как представляется, могут быть реализованы на межличностном уровне, к примеру, психологическая поддержка, полезный совет при урегулировании каких либо бытовых, житейских проблем и т.д.

Рассмотрев понятие «защита», требует осмысления такое понятие, как «меры защиты». В целях реализации необходимых государственных мер, а также для уяснения сущности и понятия защиты лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, немаловажной является выработка единого понятийного аппарата. Некоторые авторы отождествляют термины «оперативно-розыскные меры» и «оперативно-розыскные мероприятия», определяя их как действия, осуществляемые оперативно-розыскными аппаратами в определенных целях, другие их разграничивают.

В основе такого разграничения лежат два критерия: организационный и тактический. Под организационным критерием ими понимаются уровни оперативно-розыскной деятельности, и здесь целесообразно говорить о мерах; под тактическим критерием – длительность выполнения оперативно-розыскных действий или их комплексов, и здесь речь должна идти о мероприятиях.

Разделяя эту точку зрения, следует отметить, что понятия «меры» и «мероприятия» находятся в родовидовом соотношении, при этом родовым, т.е. более емким, выступает понятие «меры». В мероприятиях происходит видовая конкретизация, детализация тех или иных сущностных черт мер.

В этом и состоит их основное отличие друг от друга. Под мерами подразумевается совокупность объединенных единой целью действий субъектов оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, а также иных участников правоприменительной деятельности, направленных на организацию решения задачи защиты физических лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

В связи с изучаемым вопросом необходимо уяснить современное смысловое значение таких понятий, используемых в русском языке, как «мера», «содействие». Так, согласно популярному толковому словарю понятие «мера» означает:

  • «границу, предел проявления чего-нибудь»;
  • «средство для осуществления чего-нибудь, мероприятие»;
  • «предел, в котором осуществляется что-либо».

Применительно к задаче защиты лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность методами ОРД, реализуемой в форме проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), термин «оперативно-розыскные меры» можно понимать и как определенные приемы, отражающие количественные и качественные характеристики оперативно-розыскных действий, и как систему (комплексную серию) приемов или совокупность специальных оперативно-розыскных действий. Последний подход к определению содержательного аспекта понятия «меры» представляется более приемлемым, так как в основе его лежит использование мероприятий, т.е. организованных действий или совокупности действий, имеющих определенную цель.

В Законе об ОРД меры защиты участников оперативно-розыскной деятельности занимают главенствующее положение по отношению к мерам по охране прав. При этом их реализация носит характер активных действий со стороны органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и является его обязанностью. Эти действия направлены на обеспечение такого порядка вещей, при котором создаются условия и обстановка, максимально благоприятствующие обеспечению прав как самих оперативных работников, так и лиц, оказывающих им конфиденциальное содействие. Это представляется правильным, целесообразным и обоснованным, поскольку отражает специфику защиты в ОРД. Когда, например, речь идет о причинении ущерба защищаемому лицу или его смерти, то восстанавливать нарушенное право очень сложно, если возможно вообще, и тогда применимы меры компенсации.

Закон предусматривает защитные меры компенсационного характера в виде выплаты денежных средств. При заключении контракта о сотрудничестве и в случаях наступления последствий, предусмотренных статьей 18 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», возникают имущественные, обязательственные отношения. В этом случае одна из мер защиты может рассматриваться как исполнение обязанности о компенсации за причиненный вред.

Правовая защита лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, предполагает и восстановление права в случае его нарушения. Здесь правовая защита выступает в качестве средства, при помощи которого обеспечивается реализация предусмотренных в Законе об ОРД прав конфидентов.

Кроме того, необходимо отметить, что рассматриваемый институт направлен на создание наиболее благоприятных условий реализации задач оперативно-розыскной деятельности. Поэтому защита лиц, осуществляющих ОРД, должна достигаться не просто удалением их из сферы досягаемости преступниками, а предоставлением им надежных гарантий, позволяющих эффективно осуществлять свои права и обязанности в решении задач ОРД.

В связи с этим было бы целесообразно определить и рассмотреть меры защиты, которые могут быть применены в отношении лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность:

  • применение уполномоченными на то государственными органами специальных мер безопасности;
  • применение мер социальной защиты, предусматривающих реализацию прав на материальную компенсацию в случае гибели защищаемых лиц, причинения им телесных повреждений или иного вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества.

Среди специальных мер безопасности можно выделить следующие:

  • Конфиденциальность сведений о защищаемом лице. Данная мера обеспечивает в том числе и защиту данных о личности, содержащихся в адресно-справочных бюро, паспортно-визовых службах, подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения, справочных службах телефонной автоматической связи и других информационно-справочных фондах, путем временного изъятия из указанных информационных систем сведений о защищаемых лицах.
  • Личная охрана, охрана жилища и имущества. Реализация указанной меры осуществляется круглосуточно или в определенное время по месту жительства, в пути следования, по месту работы, отдыха защищаемых лиц, а также в иных местах их пребывания. Охрану жилища и имущества могут осуществлять подразделения вневедомственной охраны, патрульно-постовой службы милиции с привлечением, в случае необходимости, сотрудников других подразделений правоохранительных органов.
  • Выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности. Данная мера безопасности применяется в соответствии с федеральным законодательством и ведомственными нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок выдачи оружия и специальных средств.
  • Перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы. Применение этой меры допускается только по заявлению или с согласия защищаемого лица решением уполномоченного на то правоохранительного органа, независимо от мнения непосредственного руководителя защищаемого лица.
  • Временное помещение в место, обеспечивающее безопасность. Названная мера также возможна только с согласия защищаемого лица и только на срок, обеспечивающий его реальную безопасность. Соответственно, временное место жительства должно соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам и иметь необходимое для проживания имущество.
  • Переселение на другое место жительства. Применяется только в исключительных случаях, обязательно с согласия защищаемого лица. Оплата расходов по подбору жилья, оформлению, переезду и перевозки имущества на защищаемое лицо не возлагается.
  • Замена документов на новое имя и изменение внешности. Указанная мера также реализуется в крайне исключительных случаях, когда иными способами невозможно обеспечить безопасность защищаемого лица. Порядок замены документов, государственных регистрационных знаков транспортных средств, регистрационных водительских и иных документов закрепляется ведомственными нормативными актами.
  • Применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания или отбывания наказания в другое. Эффективность указанных выше мер защиты зависит от определения оснований и оптимального порядка их применения, временного периода реализации мер защиты, субъектов, их осуществляющих, и многих других факторов.

Меры социальной и правовой защиты и порядок их реализации не исчерпываются лишь предписанием норм Закона об ОРД, они могут непосредственно регламентироваться в иных законодательных и подзаконных нормативно-правовых актах. Об этом свидетельствуют многочисленные бланкетные (отсылочные) нормы Закона об ОРД, а также его прямые предписания.

Меры социальной защиты, предусматривающие реализацию прав на материальную компенсацию и вознаграждение, следующие:

  • материальные компенсации в случае гибели защищаемого лица;
  • материальные компенсации в случае причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью защищаемого лица, исключающих дальнейшее исполнение служебных обязанностей либо возможность сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;
  • материальные компенсации в случае причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью защищаемого лица, не повлекших стойкой утраты трудоспособности;
  • материальные компенсации в случае уничтожения или повреждения имущества защищаемого лица; вознаграждения и другие выплаты лицам, сотрудничающим с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность; включение периода сотрудничества граждан по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность в качестве основного рода занятий;
  • право на пенсионное обеспечение лицам, сотрудничавшим с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)