Основные понятия методики преподавания психологии

Образование – процесс развития и формирования человека в условиях социально создаваемой дидактической (образовательной) среды (в системе социальных институтов образования), ориентированный на достижение определенной цели (нормативного образа); процесс осознанного целенаправленного информационного воздействия со стороны общества в целом, социальной группы или отдельного человека на другого человека или другую социальную группу.

Воспитание— целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И.П. Павлова, воспитание – это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

Воспитание человека составляет помимо прочего предмет педагогики как науки. Цели воспитания — ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий.

Преподавание – педагогическое, управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых; один из компонентов процесса обучения. Преподавание реализуется педагогом как непосредственно, так и в опосредованной форме и предполагает встречно направленный процесс учения.

Деятельность преподавателя включает в себя: отбор, систематизацию, структурирование, восприятие, осознание и овладение учебной информацией и методами работы с нею учащихся и предъявление её обучаемым в педагогической практике; организацию рациональной, эффективной, адекватной задачам обучения деятельности каждого обучаемого по овладению предлагаемой системой знаний и умений.

Интересно
Деятельность преподавателя предполагает также планирование и организацию им собственной работы. В этом контексте управление как педагогическое взаимодействие, носит не столько корректирующий, сколько формирующий характер и направлено на образование обучаемого, развитие у него различных структур умственной деятельности и на воспитание личности.

Развитие — необратимый процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования. Изменение Образование – процесс развития и формирования человека в условиях социально создаваемой дидактической (образовательной) среды (в системе социальных институтов образования), ориентированный на достижение определенной цели (нормативного образа); процесс осознанного целенаправленного информационного воздействия со стороны общества в целом, социальной группы или отдельного человека на другого человека или другую социальную группу.

Развитие — необратимый процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования. Изменение материи и сознания, их универсальное свойство, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания.

Учение (научение) (англ. learning) – процесс приобретения и закрепления (или изменения наличных) способов деятельности индивида. Результаты учения – элементы индивидуального опыта (знания, умения, навыки). Учение
отличается от изменений деятельности, вызванных физиологическими свойствами организма (его созреванием, функциональным состоянием и т. д.).

В настоящее время считается, что учебная деятельность – это самоценная деятельность, включающая в себя и игровую и трудовую деятельность; продуктивная деятельность, имеющая творческий характер. Учение связано не только с содержанием социального опыта, обязательно включает в себя процесс самоорганизации личности, ее личностный рост.

К числу факторов успешности учебной деятельности можно отнести:

  • информационное разнообразие среды;
  • соотношение рецепторной и эффекторной активности;
  • уровень субъектной активности;
  • уровень мотивации;
  • частоту и глубину контроля усвоения;
  • соотношение оперативных, тактических и стратегических целей обучения.

Самовоспитание – систематическая деятельность человека, направленная на выработку или совершенствование моральных, физических, эстетических качеств, привычек поведения в соответствии с определённым социально обусловленным идеалом.

Педагогическое общение — профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе.

Педагогическое общение — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)