Основные понятия и классификация

Деятельность авиации обеспечивается различными наземными объектами, предназначенными для технической и коммерческой эксплуатации воздушных судов, обслуживания пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, организации воздушного движения. Данные объекты могут эксплуатироваться различными организациями. В техническом отношении эти объекты подразделяются на аэродромы, аэровокзалы и другие сооружения.

Пункты 1, 1.1, 3, 4,7 и 8 ст. 40 ВК содержат определения понятий «аэродром», «вертодром», «аэропорт», «международный аэропорт», «посадочная полоса» и «аэропорт федерального значения».

Аэродром – участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Определенный стандарт в отношении термина «аэродром» содержит Приложение 14 к Чикагской конвенции.

Вертодром – участок земли или определенный участок поверхности сооружения, предназначенный полностью или частично для взлета, посадки, руления и стоянки вертолетов. Вертодромы подразделяются на вертодромы гражданской авиации, вертодромы государственной авиации и вертодромы экспериментальной авиации.

Аэропорт – комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование (рис. 5).

Аэропорт федерального значения – аэропорт, необходимый для организации воздушного сообщения между городами федерального значения Москвой, Санкт-Петербургом, Севастополем и административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, а также международные аэропорты. Перечень аэропортов федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации.

Международный аэропорт – аэропорт, который открыт для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором в установленном законодательством Российской Федерации порядке функционирует пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Решение об открытии аэродрома для выполнения международных полетов воздушных судов или международного аэропорта принимается Правительством Российской Федерации.

Посадочная площадка – участок земли, льда, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения, либо акватория, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

Пункт 7 ст. 40, кроме определения понятия «посадочная площадка», содержит норму о необходимости разработки требований, предъявляемых к этим площадкам, обеспечивающим взлет, посадку, руление и стоянку (или только взлет и посадку) воздушных судов. Эти требования устанавливаются ФАП «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории» (утв. приказом Минтранса РФ 04.03.2011 г. № 69).

Статья 42 ВК определяет имущество, которое относится к объектам ЕС ОрВД. Перечень объектов ЕС ОрВД определяется ФАП «Объекты единой системы организации воздушного движения» (утв. приказом Минтранса 18.04.2005 г. № 31). В соответствии с ФАП к объектам единой системы организации воздушного движения относятся комплексы зданий, сооружений с расположенными в них коммуникациями, системами и средствами организации воздушного движения, предназначенными для функционирования оперативных органов ЕС ОрВД, в том числе: главного центра ЕС ОрВД, зональных, региональных, районных, вспомогательных районных центров ЕС ОрВД, аэроузловых диспетчерских и аэродромных диспетчерских центров ЕС ОрВД.

К наземным объектам средств и систем наблюдения, радионавигации, посадки и авиационной электросвязи относятся: трассовый радиолокационный комплекс, обзорный радиолокатор трассовый, аэродромный радиолокационный комплекс и т. д. (см. подпункт б) п. 7 ФАП).

Имущество ЕС ОрВД в соответствии со ст. 7 ВК РФ находится в федеральной собственности и передано в хозяйственное ведение федеральному государственному унитарному предприятию – Государственной корпорации по организации воздушного движения на основании п. 1 ст. 113 ГК.

Пункт 2 ст. 40 ВК устанавливает классификацию аэродромов в соответствии с видами авиации, предусмотренными в ст. 20–23 ВК РФ: аэродромы гражданской авиации, аэродромы государственной авиации и аэродромы экспериментальной авиации.

Требования, которым должны соответствовать гражданские аэродромы установлены Федеральными авиационными правилами «Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов» (утв. приказом Минтранса России от 25.08.2015 г. № 262). Правилами устанавливают, в частности, порядок определения класса аэродрома, требования к визуальным средствам аэродрома, их маркировке, радиотехническому оборудованию, электроснабжению и электрооборудованию аэродрома. Данные требования обязательные для выполнения лицами, эксплуатирующими указанные аэродромы, а также лицами, эксплуатирующими светосигнальное, метеорологическое, радиотехническое оборудование и оборудование авиационной электросвязи, установленное на этих аэродромах.

В пункте 1, 2 ст. 44 ВЗК дается определение понятия «аэродром совместного базирования», «аэродром совместного использования».

Аэродром совместного базирования – аэродром, на котором совместно базируются гражданские воздушные суда, государственные воздушные суда и (или) воздушные суда экспериментальной авиации. Перечень аэродромов совместного базирования утверждается Правительством Российской Федерации.

Аэродром совместного использования – аэродром государственной авиации, на котором осуществляются взлет, посадка, руление и стоянка гражданских воздушных судов, выполняющих полеты по расписанию и не имеющих права базирования на этом аэродроме. Решение о совместном использовании аэродрома государственной авиации принимает специально уполномоченный орган, в ведении которого находится данный аэродром.

Эксплуатация аэродромов совместного базирования и совместного использования предусматривает создание технических и организационных условий, необходимых для выполнения полетов воздушных судов различных типов и предназначения. Создание указанных условий требует значительных материальных затрат и дополнительных организационных мероприятий. По этим причинам п. 3 ст. 44 ВК требует осуществлять эксплуатацию указанных аэродромов на основе договора, заключенного между всеми организациями, чьи воздушные суда базируются на аэродроме или выполняют полеты на аэродром.

Пункт 4 ст. 44 ВК содержит норму в отношении аэродромов совместного базирования и аэродромов совместного использования гражданских воздушных судов и государственных воздушных судов, устанавливающую их соответствии требованиям безопасности полетов гражданских воздушных судов на этом аэродроме.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)