Основные этапы эволюции системы государственного регулирования в области гражданской авиации

Реалии сегодняшнего дня требуют от государств рассматривать транспортный комплекс как единый объект управления, основная цель деятельности которого – удовлетворение общественных потребностей и обеспечение устойчивого функционирования и развития экономического комплекса в целом. Достижению этой цели может способствовать комплексный подход, включающий совершенствование нормативной правовой базы транспортной деятельности и развитие на ее основе единых принципов государственного регулирования всех видов транспорта. Государственное регулирование на воздушном транспорте можно рассматривать как деятельность государства в лице специально уполномоченных органов, направленную на реализацию государственной политики в сфере воздушного транспорта с использованием специальных форм, средств и методов.

Сущность государственного регулирования в сфере ГА состоит в установлении общих правил осуществления деятельности в данной области и общих принципов ответственности за их нарушения. Отсюда любые изменения в системе и структуре регулирующих органов будут оказывать определенное (положительное или, наоборот, отрицательное) влияние на развитие отношений в сфере ГА.

Официальной датой рождения отечественной гражданской авиации считается 9 февраля 1923 года, когда Совет Труда и Обороны принял Постановление «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации».

Первым авиационным транспортным предприятием стало Российское общество добровольного воздушного флота («Добролет»), которое действовало на основе Устава, утвержденного высшим органом исполнительной власти – Совнаркомом СНК СССР. Подобные авиатранспортные предприятия были созданы на Украине («Укрвоздухпуть») и Закавказье («Закавиа»).

В 1930 году Главная инспекция и акционерное общество «Добролет» были упразднены и было создано Всесоюзное объединение гражданского воздушного флота, вместо которого Постановлением СНК СССР было создано ГУ ГВФ – Главное управление гражданского воздушного флота, на которое возлагалось регулирование всей деятельности гражданской авиации СССР.

В 1964 году указом Президиума Верховного Совета СССР на базе Главного управления гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР было создано общесоюзное Министерство гражданской авиации СССР. МГА являлось специальным государственным органом, осуществлявшим руководство воздушным транспортом и выполнением авиационных работ в отдельных отраслях народного хозяйства. МГА действовало на основании Положения о нем, утвержденного Советом Министров СССР.

С 1991 года в стране произошли значительные изменения в социально-экономической и политической сферах, которые затронули и деятельность ГА. Тогда же были упразднены Комиссия СССР по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением, Комиссия СССР по государственному надзору за безопасностью полетов (Госавианадзор СССР, в компетенцию которого входили независимое расследование авиационных происшествий и сертификация авиационной техники) и Министерство гражданской авиации СССР.

Впоследствии органы управления в сфере ГА входили в систему Министерства транспорта РФ: Департамент воздушного транспорта, на базе которого были образованы Федеральная авиационная служба России, Федеральная служба воздушного транспорта, Государственная служба гражданской авиации, которая действовала с августа 2000 по март 2004 г.

С 2004 года начались конструктивные преобразования в системе и структуре органов власти в РФ, в том числе осуществляющих руководство ГА. В 2004–2006 гг. сложилась децентрализованная система управления отраслью ГА, которая состояла из следующих органов государственной власти: Министерства транспорта РФ, Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация), Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) и Федеральной аэронавигационной службы (Росаэронавигация).

После принятия указа Президента РФ «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в области авиации» от 11.09.2009 № 1033 Федеральная аэронавигационной службы была упразднена, а ее функции перераспределены между ФАВТ и ФСНСТ.

Минтранс России, ФАВТ, ФСНСТ являются уполномоченными органами, регулирующими деятельность в сфере гражданской авиации в настоящее время.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)