Основные направления внедрения средств информационных технологий в процесс образовательного взаимодействия

Информационные технологии всегда были неотъемлемой частью педагогического процесса и в докомпьютерную эпоху, так как обучение является информационным процессом. Однако только с внедрением ЭВМ в образовательный процесс термин “информационные технологии” стал ассоциироваться с применением персональных компьютеров.

Достаточно долго под технологией обучения подразумевалось простое использование технических средств обучения. Отождествлялись понятия “технология обучения” и “техника обучения”. Предполагалось, что изменение в технологии связано с изменением в применяемых технических средствах обучения.

В этом случае технология рассматривается как способ технологизации процесса обучения, его автоматизации. Первые представления об использовании ЭВМ в процессе обучения возникли в середине ХХ в. и были связаны с идеями технического перевооружения педагога, автоматизации его труда. Общая логика применения ЭВМ сводилась к следующему: ЭВМ предлагает учащимся порции учебного материала и устанавливает их последовательность, исходя из ответов обучаемого на контрольные вопросы, предлагаемые в заключение каждой порции.

Этот подход исходил из упрощенных механистических представлений о процессе обучения, использовал идеи программированного обучения и бихевиористскую модель человеческой психики. Что касается программированного обучения, то оно предполагало управление познавательной деятельностью по линейному или по разветвленному алгоритму.

Интересно
Существенный вклад в формирование и развитие теории программированного обучения внесли Б. Скиннер (разбиение учебного материала на порции, основа – линейное программирование, по мере приближения к цели – поощрение), Н. Краудер (разветвленное программирование), П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн (поэтапное формирование умственных действий).

Именно технические средства и методы программированного обучения в 1960–1980 гг. создали необходимые предпосылки перехода к компьютерной технологии обучения, т. е. обучения в условиях широкого использования средств компьютерной техники. Развивая теорию программированного обучения, А. И. Берг разработал кибернетическую основу теории обучения, в которой учебный процесс рассматривался как взаимодействие управляемой и управляющей систем.

С переходом к более мощным компьютерам на основании методов программированного обучения возникло автоматизированное обучение, которое включало приемы программированного обучения с усилением роли преподавателя. Оно предполагало наличие инструментальных программных средств или автоматизированной обучающей системы (АОС), под управлением которой формируются и используются обучающие программы.

Опыт программированного обучения с использованием вычислительной техники до сих пор сохраняет научное и практическое значение. Однако необходимо иметь в виду, что оно возникло на основе теоретических установок бихевиоризма, ограниченно представлявшего процесс обучения, не раскрывавшего подлинного содержания и структуры учебной деятельности и не сумевшего определить настоящее место в ней компьютерных систем.

Концептуально новые пути использования ЭВМ в учебном процессе открылись в связи с развитием в 1980-е гг. “компьютерной педагогики”, где электронно-вычислительная техника рассматривалась не только как универсальное средство обработки данных, но и как эффективное средство воздействия на психику человека. Это отражало позицию ведущих отечественных психологов и педагогов (Б. С. Гершунский, Е. И. Машбиц, В. В. Рубцов, О. Н. Тихомиров).

По их мнению, вопросы организации учебного процесса, повышение эффективности применяемых средств, методов и организационных форм обучения и самосовершенствование их возможно лишь на основе разработки и осмысления теории обучения с позиции новых требований, предъявляемых к образовательным учреждениям.

Интенсивное проникновение вычислительной техники в сферу образования и педагогическую науку определяется многими факторами. Один из них связан с внутренними потребностями самой системы образования, определяется логикой развития педагогической науки – необходимостью существенного повышения качества учебновоспитательного процесса, оптимизации управления в сфере образования, совершенствования научно-педагогических исследований, усиления влияния их результатов на педагогическую практику.

Компьютер, как отмечают многие ученые (Б. С. Гершунский, Е. И. Машбиц, В. В. Рубцов, Н. Ф. Талызина и др.), правомерно рассматривать шире, чем просто новое техническое средство. Он выполняет триединую функцию, выступая одновременно как средство обучения, как предмет изучения и как средство управления деятельностью учебного заведения.

Проблемам компьютеризации образования были посвящены фундаментальные работы отечественных и зарубежных ученых: А. И. Берга, А. Борка, Б. С. Гершунского, А. П. Ершова, А. А. Кузнецова, Э. И. Кузнецова, Е. И. Машбица, Н. Ф. Талызиной, Дж. Хартли и др.

Достаточно полно освещены в литературе вопросы использования компьютеров в управлении учебным процессом (В. М. Глушков, Н. В. Жуков, Р. Ф. Магометов). В работах И. Н. Антипова, А. П. Ершова, М. П. Лапчика обстоятельно рассмотрены проблемы изучения курса “Основы информатики и вычислительной техники” в учебных заведениях разного типа, когда компьютер выступает в качестве объекта изучения.

Проблемы методологии и теории компьютеризации в сфере образования рассматривались Б. С. Гершунским, А. П. Ершовым, О. К. Тихомировым, Н. Ф. Талызиной и др. педагогические условия компьютеризации учебного процесса – В. П. Пустовойтовым, О. П. Таркаевой.

Выделяют три основных подхода к изучению проблемы использования информационных технологий в учебном процессе:

  1. Первый подход, технологический, наиболее часто встречается в литературе. Его представители (В. Н. Арефьев, М. И. Махмутов, Г. И. Ибрагимов и др.) опираются на техническую составляющую информационных технологий и считают, что в их основе находятся программно-технические средства. Данные исследователи изучают информационные технологии на технологическом уровне, а основные понятия темы (информация, технология, новые информационные технологии, информационные, компьютерные, образовательные и педагогические технологии) рассматривают, опираясь на техническую составляющую ИТ.
  2. Второй подход, социологический, отрицает, что основой информационных технологий являются технические средства. Его представители (Н. Аберкромби, С. Брайан, М. В. Кларин, Т. Сакамото и др.) считают, что информационные технологии являются следствием принятия человеком определенных решений и формируют отношения людей в обществе.

С точки зрения третьего, гуманитарного подхода (О. С. Гребенюк, С. Ю. Жидко, М. Г. Николаева, П. И. Пидкасистый, Г. К. Селевко, С. А. Смирнов, О. Б. Тыщенко) информационные технологии помогают педагогу практически осуществить теоретические построения в образовательном процессе.

Основной целью информатизации российского образования является глобальная рационализация интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий, радикального повышения качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующих требованиям информационного общества.

Кроме основной цели перед образованием ставятся следующие подцели:

  • повышение качества образования;
  • увеличение степени доступности образования;
  • интеграция информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образование;
  • обоснованное использование потенциала ИКТ для обучения, воспитания и развития учащихся;
  • рациональное использование ИКТ для формирования профессиональных компетенций;
  • повышение квалификации педагога, руководителя, специалиста службы сопровождения;
  • интеграция российской системы образования в научную, производственную, социально-общественную и культурную информационную инфраструктуру мирового сообщества.

Для достижения перечисленных целей необходимо решить задачи, которые условно можно разделить на экономические, социальные, учебные, воспитательные и управленческие.

Экономические задачи:

  • развитие и модернизация технико-технологической базы информатизации;
  • обеспечение образовательных учреждений коммуникационными технологиями передачи информации и массового доступа к единым мировым информационным ресурсам.

Социальные задачи:

  • подготовка специалистов для профессиональной деятельности в информационной среде общества, владеющих новыми информационными технологиями;
  • формирование в обществе новой информационной культуры;
  • фундаментализация образования за счет его существенно большей информационной ориентации и изучения фундаментальных основ информатики;
  • формирование у людей нового информационного мировоззрения.

Учебные задачи:

  • формирование информационной культуры всех членов информационного общества;
  • повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационнокоммуникационных технологий;
  • применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;
  • интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т. д.);
  • адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;
  • разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики;
  • обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;
  •  разработка информационных технологий дистанционного обучения;
  • совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса;
  • внедрение информационных технологий обучения в процесс специальной профессиональной подготовки специалистов различного профиля.

Воспитательные задачи:

  • внедрение новых моделей структуры и характера использования свободного времени обучаемых, соответствующих требованиям современных социально-педагогических задач;
  • внедрение новых схем, технологий и методик воспитательной работы с использованием информационных технологий;
  • использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга обучаемых.

Управленческие задачи:

  • создание информационной базы образовательных учреждений;
  • создание единого телекоммуникационного сетевого пространства сферы образования;
  • использование средств современных информационных технологий для управления учебными заведениями на уровне отдельного образовательного учреждения, региона, страны.

Кроме того, отдельные субъекты в рамках информатизации образования имеют собственные цели. Например, целью современного высшего учебного заведения является подготовка кадров высокой квалификации, готовых к постоянному совершенствованию своего профессионального уровня адекватно современным тенденциям развития информационного общества.

Целью общеобразовательных учреждений является подготовка учащихся к профессиональной деятельности в условиях информационного общества, характеризующегося непрерывным обновлением технологий и знаний.

В рамках информатизации образования использование информационно-коммуникационных технологий требует решения соответствующих целей и задач.

Педагогические цели использования ИКТ заключаются:

  • в выполнении социального заказа общества по подготовке специалистов, способных использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
  • совершенствовании механизмов функционирования системы профессиональной подготовки специалистов на основе ИКТ;
  • совершенствовании стратегии структуризации и отбора содержания, методов, организационных форм и средств обучения, соответствующих задачам подготовки компетентного специалиста;
  • в создании методических систем обучения, ориентированных на развитие потенциала обучаемого, на формирование его профессиональной компетентности;
  • разработке диагностирующих методик контроля и оценки уровня сформированности профессиональной компетентности будущего специалиста.

Для достижения данных целей необходимо решение следующих задач:

  • формирование информационно-коммуникационных компетенций специалистов разных профилей;
  • развитие личности, организация на новом уровне культуры умственного труда на основе ИКТ;
  • интенсификация учебно-воспитательного процесса за счет повышения эффективности и качества обучения, усиления мотивации познавательной деятельности, углубления межпредметных связей.

К наиболее перспективным направлениям применения информационных и коммуникационных технологий в обучении относятся:

  • создание предметно-ориентированных информационнообразовательных сред обучения, позволяющих использовать технологию интегрированного представления информации и знаний с использованием гипермедиа-, мультимедиасистем, электронных книг и др. Такие среды позволяют интегрировать все ранее известные педагогические программные средства реализуют идею инновационного подхода к созданию и использованию новых информационных технологий в обучении;
  • использование средств компьютерных сетевых технологий для обмена разнообразной информацией между пользователями, для доступа к базам данных, библиотечным фондам, вычислительным ресурсам крупных научных центров и др. По мере развития компьютерных телекоммуникаций и создания глобальных информационных сетей все активнее проявляется потребность в формировании знаний у обучаемых, умений и навыков навигации в информационнообразовательном пространстве с целью обеспечения его комфортного существования в условиях становления информационного общества;
  • внедрение и развитие системы дистанционного обучения.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)