Основные начала предпринимательской деятельности

Основные начала (принципы) предпринимательства, вытекающие из Конституции Российской Федерации, характеризуют систему предпринимательских отношений, определяют основу их строения и развития.

К ним относятся: Свобода экономической деятельности (ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации). Часть 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации закрепляет право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом хозяйственной (экономической) деятельности.

Единство экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации). По нормам основного Закона РФ (ст. 74), на территории Российской Федерации не должны устанавливаться таможенные границы, пошлины и иные препятствия для свободного перемещения товаров, услуг и денежных средств.

Отдельные ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Признание разнообразия форм собственности, их юридического равенства и равной защиты (ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации). В Российской Федерации одинаково признаются и защищаются все формы собственности: частная, государственная, муниципальная и др. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Субъекты права могут быть лишены имущества только по решению суда.

При принудительном отчуждении имущества для государственных нужд обязательно должно быть произведено равноценное возмещение. Поддержка конкуренции и недопущение экономической деятельности, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34 Конституции Российской Федерации). Так, например, с целью недопущения монополистической деятельности государство осуществляет согласование слияния крупных хозяйствующих субъектов.

Кроме того, к числу основополагающих принципов предпринимательской деятельности можно отнести:

  1. Законность – соблюдение действующего законодательства юридическими лицами в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Обязанность государства – обеспечить законность правовых актов и действий государственных органов и их должностных лиц при регулировании предпринимательских отношений.
  2. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. Государство, представляя публичные интересы, осуществляет регулирование предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов.

Итак, существует прямое и косвенное государственное регулирование предпринимательской деятельности. При прямом регулировании государство императивно устанавливает обязательные требования к субъектам предпринимательской деятельности (например, процедуры государственной регистрации, лицензирования отдельных видов деятельности), а при косвенном регулировании государство устанавливает систему льгот и привилегий, стимулирующих субъектов предпринимательства на осуществление деятельности, в которой заинтересовано государство (например, меры по поддержке конкуренции и ограничению монополистической деятельности, правовому регулированию качества продукции, товаров и услуг, льготы в свободных экономических зонах).

Нормы права, регулирующие предпринимательские отношения, содержатся в следующих источниках:

  1. Конституция Российской Федерации. Нормы основного закона Российской Федерации имеют прямое действие и применяются на всей территории страны. Конституция Российской Федерации занимает важное место в системе источников предпринимательского права, так как устанавливает основные принципы осуществления предпринимательской деятельности.
  2. Федеральные законы Российской Федерации. При регулировании частноправовых отношений, возникающих в ходе предпринимательской деятельности, основным кодифицированным актом является Гражданский кодекс Российской Федерации. Он закрепляет положения, касающиеся создания, реорганизации и прекращения деятельности субъектов предпринимательства, правового режима имущества данных субъектов, гражданско-правовой ответственности субъектов предпринимательской деятельности, а также порядка заключения, изменения и расторжения договоров, заключаемых при осуществлении предпринимательской деятельности (договоров купли-продажи, аренды, кредита и т. д.).

Среди кодифицированных нормативных правовых актов, в той или иной части регулирующих предпринимательскую деятельность и связанные с ней правоотношения, также можно выделить Налоговый кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Таможенный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации.

Условно федеральное законодательство России в области предпринимательской деятельности можно разделить на следующие группы:

  • федеральные законы, регулирующие правовой статус отдельных видов субъектов предпринимательской деятельности (например, Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах»; Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»);
  • федеральные законы, устанавливающие обязательные требования к ведению предпринимательской деятельности (например, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; Федеральный закон от 4 мая 2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»);
  • федеральные законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности (например, Федеральный закон от 13 марта 2006 г. «О рекламе»; Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности»; Федеральный закон от 23 июля 2008 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»);
  • федеральные законы, устанавливающие порядок регулирования предпринимательской деятельности государственными органами (например, Федеральный закон от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции»; Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»; Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»);
  • федеральные законы, регулирующие иные отношения, тесно связанные с осуществлением предпринимательской деятельности (например, Федеральный закон от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»).

Подзаконные нормативные правовые акты Российской Федерации:

  • указы Президента Российской Федерации, призванные восполнить пробелы в законодательном регулировании тех или иных вопросов. Например, Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 г. «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» от 7 июля 2011 г. «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» и др.;
  • постановления Правительства Российской Федерации, изданные во исполнение и в развитие федеральных законов. Так, например, Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. «Об уведомительном порядке начала предпринимательской деятельности», Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»), Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 г. «О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации»;
  • нормативные правовые акты министерств и ведомств Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, детально регламентирующие отдельные вопросы предпринимательской деятельности, находящиеся в сфере вéдения данного органа исполнительной власти.

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Из всех субъектов Российской Федерации хотелось бы выделить предпринимательское законодательство г. Москвы как наиболее развитое. Примером нормативного акта субъекта Российской Федерации в области предпринимательского права является Постановление Правительства Москвы от 15 апреля 2013 г. № 236-ПП «О дополнительных мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы».

Локальные правовые акты. Локальные правовые акты регулируют отношения, возникающие внутри юридического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью (например, положение о порядке найма работников, правила внутреннего трудового распорядка, положение о персональных данных работников и другие виды внутренних документов).

Локальные правовые акты издаются самим субъектом предпринимательства и не распространяются на иных лиц. Положения локальных правовых актов учитываются в случае признания сделки, совершенной юридическим лицом, недействительной. Так называемое «корпоративное право» образуется из совокупности локальных правовых актов.

Обычаи. Обычаи применяются в случаях, когда на законодательном уровне не урегулировано то или иное правоотношение в предпринимательской сфере. В ст. 5 ГК РФ под обычаем понимается сложившееся и широко применяемое в предпринимательской деятельности правило поведения, независимо от фиксации его в каком-либо документе (например, в печати, решении суда по какому-либо делу и т. д.). Обычаи, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются. Обычаи широко используются во внешнеторговом обороте.

Общепризнанные нормы, принципы международного права и международные договоры Российской Федерации. Общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры Российской Федерации по статье 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью российской правовой системы. В качестве примера источника предпринимательского права можно назвать Конвенцию УНИДРУА о международном финансовом лизинге.

Следует отметить, что акты высших органов судебной власти не являются источниками предпринимательского права. Вместе с тем, они издаются для единообразного толкования судами положений нормативных правовых актов и в связи с этим имеют важное значение как для судов, так и для субъектов предпринимательской деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)