Организация управления в системе «руководитель — подчиненный»
Американские психологи П. М. Дизель и У. Мак-Кинли Раньян в свое время отмечали, что в процессе производства управлять людьми намного сложнее, чем физическими объектами. В системе «руководитель — подчиненный» малая группа выступает как объект управления. Отношения руководителя с такой группой носят взаимный характер.
Подчиненность — это психологический процесс, когда вся деятельность руководителя направлена на успешное выполнение малой группой поставленных перед ней задач, что является одной из важнейших составляющих эффективности всей организации. Руководитель, направляя свои управленческие воздействия на работников, осуществляет различные действия в рамках данного общения. Это могут быть деловые, профессиональные контакты, социально-психологические, воспитательные и др.
Взаимодействие руководителя со своими подчиненными имеет разные аспекты и может относиться к области не только совместной деятельности, но и межличностных отношений. В обязанности каждого руководителя входит знание не только возможной продуктивности труда своих работников, но и их личностных особенностей, мотивационной сферы, наличия определенных установок и уровня притязаний.
Область социально-психологических особенностей взаимодействия руководителя с персоналом очень богата по содержанию и сложна по структуре, если говорить об анализе системы «руководитель — подчиненный».
Существуют три группы взаимодействий:
- руководителя с подчиненными;
- между подчиненными;
- между группами подчиненных.
Число всех возможных взаимодействий определяется по формуле
/-я(2л/2 + п-1),
где / — общее число всех взаимодействий, п —общее число взаимодействий всех
подчиненных.
Формула Грейкуна, которую мы привели, не дает возможности определить точную норму диапазона контроля (т. е. оптимальное число подчиненных для одного руководителя), однако она позволяет оценить, какую сложность добавляет к установившемуся виду подчинения каждый субъект взаимодействия.
Для организации эффективной системы управления «руководитель — подчиненный» в туристических организациях необходимы:
- небольшие подразделения с высококвалифицированным персоналом;
- небольшое число уровней руководства;
- наличие в структуре групп специалистов;
- ориентация графиков работы на потребителей;
- быстрая реакция на изменения;
- высокая производительность;
- низкие затраты.
На выбор вида подчиненности в туристическом бизнесе влияют следующие факторы:
- технология, функциональное назначение организации;
- внешнее окружение, обслуживаемая группа потребителей, регион;
- размер предприятия;
- стратегия бизнеса;
- имеющийся персонал, количество подчиненных;
- система решений;
- сложившаяся структура.
- Внутренние коммуникации туристской фирмы
- Внешние коммуникации в туристском бизнесе
- Оформление и работа офиса
- Имидж в туризме
- Образ туристского продукта
- Планирование и организация рекламной кампании туристской фирмы
- Организация рекламной деятельности туристской фирмы
- Виды рекламы туристской фирмы
- Назначение и роль рекламы в индустрии туризма
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу