Организация содержания курса психологии

Одной из систем, отражающих компоненты процесса обучения психологии, является педагогическая система. Данная система обучения психологии может быть применима как при анализе психологического образования в целом, так и при интерпретации и прогнозировании отдельных курсов, отдельных учебных занятий и даже их фрагментов.

Как подчеркивает Б.Ф. Ломов, идея системного подхода не нова. Системный подход является общим научным методом для решения теоретических и практических проблем. В психолого-педагогических исследованиях данный метод применяется сравнительно недавно.

Система — это совокупность множества взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность и взаимодействующих между собой. Она обязательно предполагает взаимодействие элементов.

Для того чтобы задать любую систему, необходимо не только выявить  ее элементы, но и определить совокупность связей между ними.

Разработка теории функциональных систем, предпринятая П.К. Анохиным, позволила использовать системный подход в педагогике, а затем и в психологии. В начале 1970-х гг. Ф.Ф. Королев, М.А. Данилов, В.М. Малинин ратовали за необходимость проведения системно-структурных исследований в области методики преподавания.

Так, Н.В. Кузьмина, вводя понятие педагогической системы, выделяет не только ее структурные составляющие, но и функциональные компоненты педагогической деятельности.

В рамках этой модели выявляется пять структурных составляющих:

  • субъект педагогического воздействия;
  • объект педагогического воздействия;
  • предмет их совместной деятельности;
  • цели обучения;
  • средства педагогической коммуникации.

На самом деле, указанные компоненты составляют систему. Попробуем убрать один из них — и сама педагогическая система тут же развалится, ликвидируется. С другой стороны, ни один компонент невозможно заменить на иной или на совокупность других составляющих. Выделить структурные компоненты еще не значит полностью описать систему.

В данном случае все структурные компоненты педагогической системы находятся как в прямой, так и в обратной зависимости. Центральная научная задача педагогической психологии и методики преподавания психологии как науки заключается в том, чтобы описать, как именно составляющие системы зависят друг от друга.

Содержание образования является одним из основных предметов исследования в системе учебного процесса в образовательном учреждении. Однако роль и значение содержания в процессе образования оцениваются и
раскрываются не одним содержанием, а взаимодействием формы и содержания.

Форма учебного процесса широка и многогранна – это образовательный стандарт, учебный план, программы, их выполнение, расписание занятий, курсовая система обучения, сами занятия, экзамены, зачеты, практика и т.д.

Каждый элемент формы обучения несет в себе содержание и его направление.

В Российской Федерации установлены следующие образовательные уровни (образовательные цензы):

  • основное общее образование;
  • среднее (полное) общее образование;
  • начальное профессиональное образование;
  • среднее профессиональное образование;
  • высшее профессиональное образование;
  • послевузовское профессиональное образование.

Лицам, не завершившим образование определенного уровня, выдается справка установленного образца.

Документом, регламентирующим работу средних общеобразовательных учреждений, является Базисный учебный план,
который определяет максимальный объем учебной нагрузки учащихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального и национально-регионального компонентов государственного образовательного стандарта. Базисный учебный план включает не предметы, а образовательные области и состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.

Интересно
В инвариантной части реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта, который гарантирует овладение выпускниками общеобразовательных учреждений необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающим продолжение образования.

Эта часть представлена следующими образовательными областями: «Филология», «Математика», «Естествознание», «Обществознание», «Искусство», «Физическая культура», «Технология». В каждой образовательной области инвариантной части учебного плана (кроме образовательной области «Математика» и предметов физики и химии) на региональный компонент содержания образования может выделяться 10-15% времени. Как мы видим, психология непосредственно не представлена в этой части учебного плана. Однако элементы психологических знаний могут преподаваться в рамках таких предметных областей, как естествознание и обществознание, учителями соответствующих дисциплин при наличии необходимого дидактического материала.

Вариативная часть обеспечивает реализацию регионального компонента содержания образования. Учебные часы вариативной части используются на изучение предметов, перечисленных в образовательных областях базисного учебного плана (в том числе для углубленного изучения), на изучение курсов по выбору, проведение факультативов, индивидуальных и групповых занятий.

В рамках вариативной части психология может преподаваться и как отдельный предмет, и в составе других курсов, имеющих психологический компонент (обучение предметно-ориентированного типа). В то же время психологические занятия другого типа (личностно-ориентированного) могут проводиться вне рамок учебного плана как сопровождение развития учащихся.

Следующим документом, регламентирующим учебный процесс, являются Государственные образовательные стандарты, которые определяют требования к уровню обязательной подготовки учащихся. Психологические знания и умения в них в настоящее время в явном виде не отражены.

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.

Предусматриваются разнообразные формы как предпрофильного, так и профильного обучения, увеличение учебного времени на вариативную часть учебного плана и расширение количества курсов по выбору.

Основная функция курсов по выбору — профориентационная. В этой связи количество таких курсов должно быть по возможности значительным. Они должны носить краткосрочный и чередующийся характер и представлять собой определенные учебные модули.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)