Организация работы медсестры дошкольного учреждения

Сестра постоянно наблюдает за состоянием здоровья детей, ежедневно обходит все группы, регистрирует отсутствующих. Обход ясельных групп, в которых дети болеют чаще, рекомендуется проводить в утренние часы. Вместе с воспитательницей сестра обеспечивает утренний прием детей (фильтр). При установлении карантина в группе прием детей выполняет медицинская сестра. Она обязана своевременно выявлять заболевших, изолировать их от здоровых, оказывать доврачебную помощь, обеспечивать госпитализацию или отправку домой больных детей с родителями либо сопровождающим. Особое внимание уделяется детям, вернувшимся после болезни и бывшим в контакте с инфекционными больными. Сестра несет ответственность за правильную организацию противоэпидемического режима дошкольного учреждения. Сестра выполняет индивидуальные назначения участкового врача и врачей-специалистов по оздоровлению ослабленных детей, осуществляет прием вновь поступивших детей, проверяет наличие необходимых сведений в индивидуальной карте ребенка, оценивает состояние его здоровья, контролирует течение адаптации и проводит мероприятия по снижению дезадаптационного синдрома. Она также готовит заявки на медицинское оборудование, аппаратуру, инструментарий, медикаменты, дезинфицирующие средства, отвечает за их хранение и безопасность для детей.

Во время обхода групп сестра проверяет соблюдение микроклиматических требований, правильность организации режимных моментов: достаточность дневного сна, прогулок, двигательной активности детей. Постоянного контроля требу- ет организация режима дня детей ясельного возраста, особенно если в группе имеются дети до 1,5 года. Следует обращать особое внимание на выполнение индивидуальных режимов дня для детей с отклонениями в состоянии здоровья и детей, вернувшихся после заболевания. Контролю подлежит методика проведения сна на воздухе (температура воздуха на веранде, правильность одежды детей, положение в кроватке, наличие дежурного персонала и его забота о детях). Сестра помогает организовывать проведение закаливающих мероприятий, посещает занятия в групповой комнате, зале для музыкальных и гимнастических занятий, на участке и проводит их гигиенический контроль. Она осуществляет медицинский контроль за продолжительностью и методикой занятий, физическим воспитанием детей, микроклиматом помещений, проверяет размещение оборудования и его соответствие гигиеническим нормам, следит за санитарно-гигиеническим состоянием помещений площадок для прогулок, наличием дезинфицирующего раствора, чистотой одежды детей, отвечает за смену белья, контролирует проведение профосмотра персонала по санитарным книжкам, ежедневно осматривает руки персонала пищеблока на наличие гнойничковых заболеваний, проводит опрос о функционировании желудочно-кишечного тракта, готовит и обеспечивает правильное хранение маточных и дезинфицирующих растворов.

Важным разделом работы является контроль за организацией детского питания.

Медицинская сестра проводит санитарно-просветительную работу с родителями, детьми и персоналом. Особо важное значение придается работе с родителями (организация единого режима и системы воспитания дома и в ДДУ, обучение родителей правильному уходу за ребенком, рациональному питанию детей, физическому воспитанию, ознакомление с мерами профилактики заболеваний и травматизма, обучение первой домедицинской помощи).

В дошкольном учреждении сестрой ведется следующая документация: индивидуальная карта ребенка (ф. № 026/у), журнал учета инфекционных заболеваний (ф. № 060/у), книга учета контактов с пациентами, страдающими острыми инфекционными заболеваниями (ф. № 061/у), журнал учета санитарно-просветительной работы (ф. № 038-0/у), табель учета ежедневной посещаемости детей (ф. № 123/у), книга записи санитарного состояния учреждения (ф. № 153/у), ежемесячный лист записи питания ребенка (ф. № 128/у), меню-раскладка на выдачу продуктов питания ф. № 299-мех./у), журнал витаминизации блюд, журнал бракеража готовой продукции, журнал осмотра сотрудников.

В каждой возрастной группе имеется уголок информации со сведениями о физическом развитии и здоровье детей, папка с подборкой статей о здоровье и воспитании детей, санитарные листки, текущая информация медработника, план работы родительского университета с указанием тематики и даты проведения.

Мероприятия по смягчению периода адаптации детей при поступлении в ДДУ. При поступлении ребенка в детское учреждение для смягчения адаптационного синдрома необходимо заполнять группы постепенно, в течение первой недели сократить время его пребывания в учреждении до 3–4 ч в день, вести лист адаптации, сохранять в течение острого периода адаптации (2–3 недели) все имеющиеся у ребенка привычки, в том числе и отрицательные, при выраженных нарушениях эмоционального состояния отдавать ребенка на несколько дней домой, назначать режим на возраст ниже и переводить на возрастной по окончании периода адаптации, при наблюдении за состоянием ребенка особое внимание уделять ротоглотке, поведению ребенка, в случае незначительных изменений отстранять его на несколько дней от посещения детского учреждения.

Гигиенический контроль за занятиями. Воспитание и обучение детей раннего возраста проводятся индивидуально. Игра и занятия с детьми до 3 лет ведутся по подгруппам, после 3 – с целой группой (15 детей). Продолжительность занятий зависит от возраста. Недопустимо удлинять время занятия. Совместно с педагогом медработник контролирует проведение игр-занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающей средой, дидактическим и строительным материалом, музыкальные занятия, занятия по рисованию, лепке, аппликации, конструированию и математике, физическому воспитанию.

Организация занятий по совершенствованию движений. Различают следующие формы двигательной активности детей-дошкольников: организованные физкультурные занятия, физические упражнения, проводимые на свежем воздухе, утренняя гимнастика, подвижные игры на прогулке, самостоятельная физическая активность в течение дня.

Продолжительность физкультурных занятий зависит от возраста ребенка: для детей 3–4 лет она составляет 15–20 мин, 4–5 лет – 20–25 мин, 5–6–7 лет – 25–30–35 мин. Вводная часть длится 3–6 мин и подготавливает ребенка к физической нагрузке, мобилизует его внимание; на основную часть отводится 10–25 мин. Дети обучаются основным двигательным навыкам и закрепляют изученные. Гимнастика начинается с общеразвивающих упражнений, формирующих правильную осанку и совершенствующих координацию  движений (4– 8 мин), затем проводят упражнения в основных движениях (6–10 мин). Заканчивается основная часть подвижной игрой (5–7 мин). Пульс детей должен участиться на 70–90%. Нагрузка должна быть индивидуальной. Для легковозбудимых детей показаны упражнения и игры, тормозящие активные движения. Для малоподвижных детей используются задания с активными действиями. В заключительной части (2–4 мин) происходит постепенный переход в спокойное состояние. Используются медленная ходьба, дыхательная гимнастика, игры с малой двигательной активностью. Частота пульса снижается на 5–10% и возвращается к исходному уровню через 2–3 мин после прекращения занятия.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно в одно и то же время, желательно на свежем воздухе (зимой в помещении с открытыми форточками). В утреннюю гимнастику включаются ходьба, бег, упражнения для верхнего и нижнего пояса, мышц спины и живота, упражнения, укрепляющие свод стопы и выпрямляющие позвоночник. В заключительной части – прыжки на месте, бег или ходьба.

В течение дня необходимо проводить физкультминутки, включающие 3–4 упражнения. У детей 5–7 лет длительность бега составляет от 40 с до 2–4 мин, расстояние – от 80 до 300 м (зависит от физической подготовленности и состояния здоровья ребенка). С 3–4 лет детей следует приучать кататься на санках, ходить на лыжах, с 4–5 лет – кататься на коньках, с 5–6 лет – заниматься гимнастикой, плаванием, акробатикой, фигурным катанием.

Медицинский контроль за физическим воспитанием. Участие сестры в физическом воспитании заключается в контроле за его проведением, практической и методической помощи воспитателям. Медицинский контроль включает:

  1. динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием детей;
  2. медико-педагогическое наблюдение за организацией двигательного режима, методикой проведения и организацией занятий физическими упражнениями и их воздействия на организм ребенка, контроль за закаливанием;
  3. контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий, оборудованием, одеждой и обувью;
  4. контроль за санитарно-просветительной работой, проводимой персоналом.

Сестра помогает участковому врачу определить группу здоровья и группу по физкультуре (основную, подготовительную, специальную, лечебную). Физическое воспитание детей основной и подготовительной групп проходит вместе, но для последней ограничивают нагрузку сокращением кратности повторения упражнений и снижением их интенсивности, заменой трудных движений более легкими. Дети, входящие в специальную группу, освобождаются от уроков физкультуры, но не от физического воспитания. Специальные занятия с ними приводят методисты по физкультуре в поликлиниках или в ДДУ. Дети должны выполнять комплексы утренней гимнастики, специальные домашние задания, соблюдать двигательный режим. Группа лечебной физкультуры занимается в поликлинике 3–4 раза в неделю. Детям обязательны все «малые формы» физического воспитания. Конкретные рекомендации дает врач, медицинская сестра обязана следить за выполнением физкультурных назначений.

Совместно с заведующей, педагогом и воспитателями групп сестра осуществляет медико-педагогический контроль за проведением занятий. Определяется общая и моторная плотность занятия, контролируется правильность его построения (вводная, подготовительная, основная и заключительная части), проверяется реакция на нагрузку, ее соответствие физической подготовленности детей. При наличии у большинства детей выраженных признаков утомления (сильное покраснение лица, искаженная мимика, сильная потливость, частое дыхание, нечеткие, небрежные и вялые движения) необходимо существенно изменить занятие. Если утомление отмечается у отдельных детей, следует уменьшить им нагрузку.

Общая и моторная плотность занятия характеризует двигательную активность детей. Определение ведется с помощью хронометража. Общая плотность – фактическая длительность занятия за вычетом времени на неоправданные простои детей по вине воспитателя, выраженная в процентах (должна быть не менее 90%). Моторная плотность – процент времени, затрачиваемого ребенком на выполнение движений (не ниже 70%).

Осуществляя контроль, следует обращать внимание на формирование правильной осанки и свода стопы при выполнении упражнений, обучение детей правильному дыханию, ритмичному сочетанию глубокого дыхания с движениями. Необходимо уделять должное внимание предупреждению травматизма.

Оздоровительное влияние физического воспитания достигается при соблюдении гигиенических требований: проветривание и влажная уборка помещения, соблюдение температурного режима, соответствующая одежда для занятий (с 2-летнего возраста – трусы, майка, спортивные тапочки).

Эффективность мероприятий по физическому воспитанию оценивается по динамике заболеваемости, физическому и нервно-психическому развитию детей.

Профилактика травматизма. В профилактической работе сестры важное место занимает предупреждение травматизма и несчастных случаев. При ежедневных обходах групп сестра обращает внимание на правильное хранение в недоступных для детей местах моющих средств, дезинфицирующих растворов, острых и режущих предметов, проверяет прочность крепления шкафчиков, подставок, полок, картин, физкультурного оборудования. В группах нельзя пользоваться электронагревательными приборами, электроаппаратура должна крепиться на уровне роста персонала. Нельзя оставлять неисправными мебель и оборудование. Отопительную арматуру в группе следует закрывать защитными, съемными решетками, застекленные двери на уровне роста детей защищают рейками. В группе и на участке нельзя иметь растений с колючками, шипами, несъедобными стручками и плодами.

Медицинские работники ведут учет травм, осуществляют их анализ, проводят профилактическую работу с детьми, персоналом и родителями.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)