Организация проектно-творческой деятельности в условиях технологии проблемно-модульного обучения

В общем комплексе задач, решаемых студентами в гуманитарном вузе, большое место принадлежит научной работе в форме проектно-творческой деятельности. Особенно необходимы навыки научного творчества специалистам-гуманитариям, ориентирующимся в своей будущей работе на прогностическую деятельность в социально-экономической сфере современного общества.

Сама суть их профессии предполагает творческое начало, стремление к анализу действительности и прогнозированию социально-экономического развития общества, выявлению новых тенденций и закономерностей функционирования государственных, коммерческих, политических структур, умение использовать свою научную эрудицию в повседневной профессиональной деятельности.

Интересно
Участие студентов в проектно-творческой деятельности способствует формированию у них необходимых профессиональных качеств гуманитария, вооружает их приемами и методами научного решения практических задач, учит находить правильные пути повышения эффективности социально-экономической сферы и добиваться социальной стабильности общества.

Успех проектно-творческой деятельности, как и других видов общественного функционирования, в огромной степени определяется умелым решением организационных вопросов. Еще великий Галилео Галилей писал, что «нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя это открытие».

В настоящее время более чем очевидно, что каждый студент при правильной организации учебно-воспитательного процесса уже с первых дней своего обучения в вузе может быть приобщен к посильной, но интересной работе для него — творческой, исследовательской деятельности.

Для того чтобы в XXI веке уйти от знание центристской парадигмы обучения, необходимо не просто увеличить удельный вес творческой, исследовательской деятельности каждого студента, а научиться эффективно организовывать его проектно-творческую деятельность, превратив ее наряду с самостоятельной работой в одну из основных и наиболее эффективных форм учебной деятельности.

Следует заметить, что проектно-творческая деятельность студентов, ее теория и практика применения имеют давнюю историю. Метод проектов был разработан и практически применен американским педагогом У. Килпатриком в 20-е годы XX века на основании педагогической концепции Дж. Дьюи.

По замыслу авторов, метод проектов предоставляет максимальную свободу и развивает самостоятельность обучающихся в решении интересных и лично значимых для них практических проблем. Педагогу в этой ситуации от водилась роль консультанта, координатора и эксперта, а также источника дополнительной информации.

В Советском Союзе метод проектов активно применялся в 1920–1930-е годы в процессе разработки исследовательского метода, особенно в обучении естественно-математическим предметам. Исследовательскому методу посвящены работы Б. Е. Райкова, А. П. Пинкевича, К. П. Ягодовского и др.

Поиски более ранних первоисточников зарождения исследовательского метода приводят к весьма передовым для 60–80-х годов XIX века работам русского педагога-биолога А. Я. Герда, который разрабатывал творческие исследовательские задания для учащихся гимназии по ботанике, зоологии и минералогии.

В 70–80-е годы XX века в нашей стране условия эффективного применения проектно-творческой деятельности студентов активно исследовались и получили отражение в работах, связанных с разработкой теории и практики проблемного обучения. Это работы И. Я. Лернера, М. И. Махмутова, Г. В. Кудрявцева и др.

В настоящее время совершенствованию условий, самой методики проектно-творческой деятельности могут способствовать идеи эвристического обучения (В. И. Андреев, А. В. Хуторской, М. М. Зиновнина, Р. Т. Гареев и др.).

Проектно-творческую деятельность иногда называют методом, в отдельных случаях — формой обучения студентов. Нам представляется, что в проектно-творческой учебной деятельности применяются самые разнообразные методы (эксперимент, моделирование, мозговой штурм и др.), кроме того, она имеет свои цели, содержание и результаты.

Проектно-творческая деятельность обучающихся представляет собой одну из форм самостоятельной работы студентов, направленную на решение учебных или научных проблем, творческих (исследовательских) задач и заданий, выполнение которых осуществляется преимущественно самостоятельно на основе педагогических методов и средств проблемного и эвристического обучения. Проектно-творческая деятельность студентов имеет большую вариативность, которую В. И. Андреев классифицирует по некоторым критериям.

1. По доминирующему методу выполнения проектных заданий:

  • исследовательские;
  • творческие;
  • практико-ориентированные;
  • теоретические;
  • информационные и др.

2. По количеству участников:

  • индивидуальные (личностные);
  • парные;
  • групповые;
  • коллективные.

3. По содержанию деятельности:

  • учебные;
  • научные;
  • практические.

4. По продолжительности выполнения:

  • краткосрочные;
  • среднесрочные;
  • долгосрочные.

5. По степени вовлеченности организаций:

  • внутривузовские.

В проектно-творческой деятельности обучающихся мы видим одно из важнейших направлений формирования прогностических навыков личности специалиста.

Как показывает сложившаяся практика, в организационном отношении проектно-творческая деятельность студентов состоит из двух относительно самостоятельных и вместе с тем тесно связанных между собой областей:

  • проводимой в процессе учебных занятий;
  • осуществляемой во внеучебное время, главным образом в составе научного общества студентов.

Исключительно большую роль в общей системе развития проект но-творческой деятельности играют добровольные научные общества студентов, призванные совершенствовать их теоретические знания, полученные в ходе учебного процесса, вооружать их опытом работы в различных областях гуманитарных знаний, при обучении и воспитании подрастающего поколения, формировать у них высокие профессиональные качества, развивать и закреплять умения и навыки научно-исследовательской деятельности.

Научные общества, как правило, создаются на факультетах. Они объединяют студентов, работающих в научных кружках. Общее руководство научной работой обучающихся осуществляет, как правило, руководство вузов через научно-исследовательские отделы, деканы факультетов и кафедры.

Проектно-творческая деятельность обучающихся организуется деканом факультета. Круг его обязанностей в этой области обширен. Он возглавляет научную деятельность факультета и направляет функционирование его совета, рассматривает и утверждает планы работы, руководит организацией и проведением научных конференций и конкурсов на лучшие научные работы студентов.

Большое внимание декан факультета уделяет контролю за деятельностью научных кружков, созданных на факультете, решает многие другие вопросы, связанные с организацией проектно-творческой деятельности и определением очередных задач перед научным обществом студентов.

Большую и многообразную работу по совершенствованию научной и проект-но-творческой деятельности студентов ведут кафедры, являясь ведущим звеном вуза, обеспечивая основу содержания обучения и единство учебного, научного и воспитательного процессов. Кафедры организуют работу научных кружков и направляют ее на качественное решение учебных, научных и воспитательных задач.

Они разрабатывают, обсуждают и утверждают тематику научных работ и направлений проектно-творческой деятельности студентов, подбирают научных руководителей, контролируют эту деятельность и проводят методические семинары. Наиболее активных студентов включают в хоздоговорные и научные темы, которые ведут кафедры.

Большое внимание кафедры уделяют разъяснению студентам целей и задач научного общества, важности проектно-творческой деятельности, вооружают их через преподавателей методикой научно-исследовательской работы, подготовки и проведения научных конференций факультетов, конкурсов на лучшую научную работу, разработку проектов и их защиту, подводят итоги научной работы студентов за семестр и за год.

Лучшие работы рекомендуются на межвузовские и региональные конкурсы. В системе организации проектно-творческой деятельности важную роль играют советы научных обществ факультетов, которые избираются общим собранием членов общества сроком на 2–3 года из числа студентов-активистов, занимающихся научной работой.

От уровня их деятельности во многом зависят эффективность и качество проектного творчества студентов. Члены совета самым тесным образом связаны со студентами, располагают наибольшей информацией о состоянии их работы, ее достоинствах и недостатках, в силу чего могут оказать большое воздействие на улучшение деятельности научного общества в целом, повышение качества научных исследований.

Главная задача совета научного общества — оказание по вседневной помощи руководству факультета, кафедрам в организации и про ведении как научной работы, так и проектно-творческой деятельности.

Совет обобщает и популяризирует передовой опыт, ведет учет работы общества; проводит научные конференции студентов факультета, а также представляет им со общения, лекции и доклады по важнейшим проблемам гуманитарных наук; организует подготовку и проведение конкурсов научных работ и разработанных проектов обучающихся, а лучшие из них направляет в конкурсные комиссии соответствующих кафедр. Не реже одного раза в семестр совет обсуждает состояние проектно-творческой деятельности, периодически заслушивает председателей научных кружков.

Успех деятельности совета научного общества во многом зависит от хорошо продуманного планирования его работы. В плане, составленном на учебный год, предусматриваются темы и сроки научных конференций, семинаров, сообщений и докладов, мероприятия по мобилизации студентов на активное участие в кон-курсах на лучшую научную работу.

Важные задачи по вовлечению студентов в активное проектное творчество решает научно-исследовательский отдел, через который, как уже отмечалось, начальство вуза осуществляет общее руководство научной работой.

Большое место в деятельности научно-исследовательского отдела занимают обобщение и внедрение опыта научной работы и проектно-творческой деятельности, оказание повседневной помощи научным обществам факультетов, проведение методических семинаров и различных совещаний с председателями советов научных обществ и кружков, а также с научными руководителями.

Члены отдела принимают участие в работе научных конференций, присутствуют на заседаниях научных кружков и советов научных обществ, а также на заседаниях кафедр при обсуждении вопросов научной работы и проектно-творческой деятельности. Все это позволяет им лучше знать положение дел с научной работой на кафедрах и факультетах, яснее видеть ее положительные стороны и недостатки, принимать меры к их устранению.

В научной работе и проектно-творческой деятельности студентов на факультетах вузов используются самые разнообразные формы работы, что позволяет каждому члену научного общества выбрать себе дело по душе.

Первый этап — самоопределение, самоактуализация и мотивация членов научного студенческого общества. На данном этапе необходимо, чтобы студент определился с выбором направления и проблемой работы. Важно, чтобы он считал эту проблему для себя актуальной. Задача вузовского преподавателя будет заключаться в том, чтобы всячески стимулировать мотивацию обучающихся к данной проблематике и его желание успешно справиться с ее выполнением.

Третий этап — более детальное планирование выполнения проекта, индивидуального или с поддержкой преподавателя, курирующего данный проект. Четвертый этап — сбор дополнительной информации, проверка ранее выдвинутой гипотезы, систематизация и анализ данных, которые ее подтверждают или опровергают.

Пятый этап — оформление результатов выполнения проекта и его более целостное и глубокое осмысление. Завершающий этап — публичная защита, где дается общая оценка результативности проектно-творческой деятельности обучающегося.

Необходимо подчеркнуть, что на всех этапах проектно-творческой деятельности студентов возможны консультации и помощь преподавателя, которая варьируется как по содержанию, так и по форме в зависимости от мотивации и интеллектуально-творческого потенциала обучающихся.

Очень важно, чтобы защита проектов, их оценка происходили на основе четко выделенных критериев: новизны, оригинальности, обоснованности, системности и глубины проработки проблемы, теоретической или практической значимости.

Защиту проекта лучше всего проводить в форме его презентации с использованием схем, таблиц и других средств наглядности. Это, кстати, пригодится будущему выпускнику при подготовке к защите дипломной работы. В условиях вузовской практики наибольшее внимание уделяется курсовым и дипломным проектам.

Эффективность проектно-творческой деятельности в значительной степени предопределена и зависит от креативности, исследовательского потенциала преподавателя, который ее организует, от содержательной реализации принципа со-творчества вузовского педагога и студента.

Через цикл дисциплин по методологии творчества специалиста-гуманитария обеспечивается межпредметная связь на основе изучаемых социально-экономических, естественно-научных, общепрофессиональных и специальных предметов. Методология технологии проблемно-модульного обучения студентов обеспечивает активизацию учебного процесса.

Практикуются приглашения на заседания кружков и заслушивание выступлений видных ученых, крупных руководителей по социально-экономическим вопросам развития региона, города, района, отдельных организаций.

Прием студентов в члены научного кружка проводится уже в конце первого курса, так как методика технологии проблемно-модульного обучения близко под-водит их к научному, творческому поиску, а изучение общенаучных дисциплин, являющихся продолжением учебной программы в школе, позволяет определить свою мировоззренческую позицию. Вступление обучающихся в научное общество накладывает на них большие обязанности.

Член научного общества обязан настойчиво овладевать научным методом познания и творчески применять его в усвоении учебной программы, в частности, работая с проблемно-модульными курсами, пополнять свой интеллектуальный багаж новыми знаниями, совершенствовать их по отдельным положениям, непрерывно развивая свой мировоззренческий и научный уровень. Участие в научной работе требует от студента огромного напряжения и больших усилий.

«В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам», — подчеркивал в свое время К. Маркс.

Наряду с обязанностями члены научного общества должны пользоваться и определенными правами, создающими благоприятные условия для активного научного творчества. Они имеют право избирать и быть избранными в руководящие органы научного общества, участвовать в обсуждении научных работ, заседаниях кружка и конференциях, представлять свои научные исследования в качестве докладов и сообщений на научных конференциях, участвовать во все-возможных конкурсах на лучшую научную работу и проект, пользоваться бесплатно учебно-материальной и научной базой вуза в соответствии с утвержденной темой научной работы.

Вполне понятно, что содержание и формы участия в научной работе и проект-но-творческой деятельности не являются одинаковыми для студентов всех курсов и факультетов. По мере расширения теоретических знаний, овладения методикой исследования и приобретения практического опыта увеличивается и степень уча-стиястудентоввнаучнойработеипроектно-творческойдеятельности, при этом усложняется и обогащается арсенал используемых ими здесь форм и методов.

Интересно
Необходимо особо подчеркнуть, что проектно-творческой деятельностью обучающиеся в основном занимаются на старших третьем-четвертом курсах. Вместе со всеми членами общества они вовлекаются в подготовку научно-теоретических и научно-практических конференций.

Иногда выбранная тема научной работы студента носит «сквозной» характер, проходя через все курсы обучения интенсивной проектно-творческой деятельностью, и оканчивается защитой дипломного проекта в вузе и защитой диссертации уже после его окончания.

Проектно-творческая деятельность носит поисковый характер на старших курсах и активизируется с началом изучения специальных дисциплин. По нашему мнению, на старших курсах студентами непременно должны разрабатываться научные доклады, рефераты, сообщения, с которыми они смогут выступить на заседаниях научных кружков и конференциях.

Большое внимание в этот период следует уделять научным работам и представлять лучшие из них на всевозможные конкурсы, а также избранию студентов старших курсов в руководящие органы научного общества и поручению им выполнения других ответственных обязанностей по организации научной работы на факультетах, включению наиболее одаренных из них в кафедральные авторские коллективы.

Опыт показывает, что изложенное выше позволяет студентам к концу обучения в вузе приобрести теоретические знания, методические и методологические навыки и определенный организаторский опыт в области научно-исследовательской и проектно-поисковой работы, необходимые для практической деятельности в социально-экономической сфере функционирования общества. Однако данная последовательность, в которой перечислены основные формы проектно-творческой деятельности, не является раз и навсегда неизменной.

В нее могут вноситься коррективы с учетом различных факторов, в том числе и в зависимости от уровня теоретической и мировоззренческой подготовки, исследовательского опыта и научных интересов обучающихся, хоздоговорной и проектно-поисковой деятельности, кафедральных научных интересов и заказов.

Ведущее место в проектно-творческой работе обучающихся занимают занятия в научных кружках кафедр, особая роль среди них принадлежит кафедрам по общенаучным дисциплинам.

Деятельность специалиста, связанная с гуманитарными науками, требует прежде всего высокой мировоззренческой подготовки, умения глубоко анализировать и обобщать социально-экономические процессы, протекающие в обществе, и аргументированно вырабатывать необходимые рекомендации по совершенствованию экономической действительности и социальной стабильности общества.

Тематика научных кружков, как правило, должна определяться кафедрами. На первом заседании для выполнения организационной работы и учета из числа наиболее подготовленных и активных студентов сроком на один год избираются председатель (староста) кружка и секретарь (заместитель), на которых возлагаются важные и ответственные обязанности.

Нельзя не подчеркнуть, что исключительно большая роль в обеспечении высокоэффективной и качественной работы научного кружка принадлежит научному руководителю. Он назначается кафедрой и осуществляет повседневное научное руководство и контроль за работой членов кружка. Обширен круг задач, решаемых руководителем.

Он ведет работу по формированию у членов кружка высоких этических и нравственных качеств, развивает их социальную активность, помогает студентам в овладении методикой научно-исследовательской работы, выборе темы, составлении плана и подборе литературы для научного исследования, рассматривает и утверждает календарный план работы каждого члена кружка и контролирует его выполнение, рецензирует работы, рекомендованные на конкурс или для опубликования в печати. Научный руководитель определяет студентам задания исследовательского характера на период учебных практик и заслушивает их доклады о результатах проделанной работы.

Все это, естественно, предъявляет исключительно высокие требования к этическим качествам, научной и профессиональной квалификации и методическому мастерству научного руководителя. Он должен быть педагогом, учителем и воспитателем в самом высоком смысле этого слова, образцом для подражания. От мудрости, научной прозорливости и педагогического такта научного руководителя во многом зависят успехи его учеников.

Бывают случаи, когда кафедры без достаточных оснований производят замену научных руководителей, должным образом не анализируют работу кружков и не подводят ее итоги. Все это, естественно, снижает уровень научной работы и проектно-поисковой деятельности, ее влияние на качество научно-методологической подготовки специалистов.

В общей системе научной работы важное место принадлежит ежегодным научным конференциям факультетов, которые, как правило, завершают «неделю» научной работы в вузе. Они призваны способствовать углублению, расширению идейно-теоретических знаний, методической и методологической подготовки студентов, концентрировать их внимание на разработке актуальных вопросов в предстоящей профессиональной практике.

Конференции подводят итоги деятельности научных обществ факультетов и вуза в целом за учебный год (период), способствуют популяризации лучших научных работ студентов. Вместе с тем они помогают студентам приобрести организационный и методический опыт проведения различных массово-политических, научно-исследовательских и проектно-поисковых мероприятий.

Наряду с организаторскими навыками, обучающиеся приобретают навыки подготовки и чтения докладов и лекций. В ходе конференций проявляются умения студентов обстоятельно разрабатывать различные теоретические и практические вопросы, способности публичного, аргументированного их изложения перед массовой аудиторией, навыки подготовки материалов, документов, представляемых на всеобщее рассмотрение.

Следует отметить, что успех научной конференции в значительной мере достигается ее всесторонней, тщательной подготовкой. Она включает комплекс важных взаимосвязанных и обуславливающих друг друга мероприятий, в своей совокупности составляющих содержание, организацию, формы и методы работы кафедр, факультетов, научно-исследовательского отдела и актива научного общества студентов.

Большое внимание уделяется выбору тем конференции, которые определяются заблаговременно и с таким расчетом, чтобы основная масса студентов прошла практику в различных организациях. Делается это для того, чтобы в ходе практики члены научных кружков могли изучить опыт работы социально-экономических структур, провести конкретные социологические и психолого-педагогические исследования и осуществить другие мероприятия в интересах предстоящей конференции.

После утверждения темы разрабатываются планы подготовки и проведения конференции, определяющие содержание и организацию предстоящей работы. Исходя из повестки дня заблаговременно обозначаются и обсуждаются на соответствующих кафедрах темы докладов и научных сообщений. При этом учитываются особенности факультетов, специфика предстоящей деятельности будущих специалистов-гуманитариев. Это помогает совершенствованию их профессиональной и научно-методологической подготовки.

Опыт показывает, что уже за несколько месяцев до конференции увеличивается спрос на научную литературу, чаще поступают просьбы на кафедры об организации и проведении групповых и индивидуальных собеседований и консультаций с целью получения различных сообщений и информации.

Важное значение придается подбору и организации работы докладчиков, содокладчиков и студентов, которые будут выступать с научными сообщениями. Предложения о кандидатурах для выступлений высказываются в научных кружках, одобряются кафедрами и факультетами. Доклады, содоклады и сообщения поручаются наиболее подготовленным студентам, как правило, старших курсов.

Каждому студенту, готовящемуся к выступлению с до кладом, содокладом или научным сообщением, кафедры, как правило, выделяют руководителя-консультанта. Он оказывает помощь в разработке плана выступления, сосредоточивает внимание обучающегося на обеспечении его высокого теоретического уровня, тесной связи с социально-экономической жизнью общества.

Тезисы доклада могут обсуждаться на заседаниях научных кружков. К конференции готовят и наглядные материалы: технические средства обучения, плакаты, схемы, графики, наглядные пособия, выставки литературы и лучших научных работ студентов.

Опыт показывает, что успех конференции определяется не только тщательной подготовкой к ней. Весь ход конференции, обстановка, складывающаяся на ней, порядок и регламент ее проведения активно содействуют обстоятельному, глубокому, творческому, свободному и деловому обсуждению всех намеченных для рассмотрения проблем.

Здесь важны такие моменты, как открытие конференции, вступительное слово ее руководителя и утверждение порядка работы, качество докладов, содокладов и научных сообщений, предоставление всем участникам возможности выступить и получить ответ на интересующие их вопросы, ознакомиться с предлагаемыми пособиями, материалами, литературой и другими информационными источниками. Развитию активности помогает выпуск в ходе конференции бюллетеней, фотогазет, проектов, разработанных обучающимися.

Желательно, чтобы с заключительным словом выступил декан факультета или заведующий кафедрой. Он подводит ее итоги, дает оценку докладу, содокладу и выступлениям, обобщает положительный опыт, отмечает недостатки в подготовке и проведении конференции и ставит задачи по дальнейшему развитию научной работы.

Как правило, после окончания конференции ее материалы обобщаются, оформляются и печатаются в виде отдельных сборников, которые впоследствии широко используют в учебно-воспитательном процессе и в научной работе студентов. Более того, это вызывает гордость у будущих специалистов за то, что их работа напечатана и стала достоянием широкой аудитории.

Таков положительный опыт подготовки и проведения конференции вуза, работающего в технологии проблемно-модульного обучения. Вместе с тем в этой важной области научной работы и проектно-творческой деятельности есть и свои недостатки. Так, некоторые выступления слишком привязаны к тексту, а их язык и методические навыки далеки от совершенства.

Подчас плохо используются технические средства. Не исчерпаны возможности развертывания творческих дискуссий, способствующих глубокому усвоению обсуждаемых вопросов. Встречаются выступления, слабо связанные с практической деятельностью и перегруженные общими фразами, а иногда и словами-паразитами.

Правильно поступают там, где особое внимание факультетов, кафедр, советов научных обществ направляют на устранение этих недостатков в подготовке и проведении конференций.

Они настойчиво добиваются, чтобы научные конференции и в целом организация научной работы и проектно-поисковой деятельности со студентами, весь процесс обучения активно содействовали их творческому овладению научно-методологическими и профессиональными знаниями, которые бы постоянно совершенствовались, углублялись, пополнялись и умело применялись в практической работе специалистов-гуманитариев.

Умения применять на практике полученные знания являются основой функционирования высшей школы и качественной стороной подготовки выпускников к профессиональной деятельности. В этом залог успешности развития социально-экономических отношений и стабильности в обществе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)