Организация и тактические приемы проведения следственного эксперимента

Организация следственного эксперимента складывается из:

  • уяснения его цели и решаемых задач;
  • определения времени, места и условий его производства;
  • мысленного моделирования содержания и последовательности опытов;
  • определения участников следственного действия и роли каждого из них;
  • подготовки предметов и технических средств, необходимых для опытов, определения способов фиксации хода и результатов эксперимента.

В сложных случаях необходимо составить подробный письменный план, предусмотрев в нем организационное и технико-криминалистическое обеспечение следственного эксперимента, содержание опытных действий, разные варианты их проведения, модификацию условий, обеспечение наглядности и убедительной фиксации достигнутых результатов.

Уяснения цели и задач предстоящего следственного эксперимента означает конкретизацию того обстоятельства расследуемого преступления, которое подлежит проверке опытным путем.

Чтобы определить время, место и особенно условия эксперимента, в ряде случаев необходимо обратиться к материалам расследуемого уголовного дела; иначе достигнутые результаты могут быть впоследствии поставлены под сомнение. Уяснение сути и последовательности производства опытных действий, их мысленное моделирование поможет следователю точнее определиться с составом и количеством участников будущего следственного действия. Так, нередко может понадобиться помощник, специалист, не двое, а четверо понятых.

Опытные действия, как правило, производят те лица (подозреваемые, обвиняемые, потерпевшие, свидетели-очевидцы), чьи показания проверяются. В некоторых случаях, когда проверяются не личностные качества субъекта, а возможность существования какого-либо явления, следователь может пригласить лицо, не заинтересованное в исходе дела, чтобы оно произвело необходимые опытные действия. Если результаты следственного эксперимента опровергают проверяемые показания, то участие данного субъекта в производимых опытах бывает особенно полезным и психологически значимым.

Убедившись на опытах в неправдоподобности ранее данных показаний, подозреваемый, свидетель нередко сообщают правдивые сведения.

Следует подчеркнуть, что в соответствии с законом участие подозреваемого, обвиняемого в производстве следственного эксперимента может быть только добровольным, чего не сказано о свидетелях и потерпевших. В то же время участие свидетеля-очевидца и потерпевшего в этом следственном действии против их воли представляется довольно проблематичным, особенно если проверяются их личностные, субъективные качества (зрение, слух, обоняние, осязание, степень владения иностранным языком, навыки художника и т. п.). Если принудить их к участию в следственном эксперименте, то однозначная оценка достигнутых результатов (скорее всего, они будут отрицательными) будет затруднена.

Перед началом эксперимента следователь должен проинструктировать его участников, сообщить им цель планируемых опытов и роль каждого из них. При этом нужно иметь в виду, что осведомленность отдельных участников о задачах и содержании предстоящих опытных действий может повлиять на психологическую установку, направленность внимания и остроту восприятия, что отрицательно скажется на результатах следственного действия. Например, осведомленность свидетеля о содержании фраз, которые ему предстоит услышать с определенного расстояния, может исказить результаты эксперимента, как и установка времени их произнесения. Поэтому информация, доводимая до испытуемого, должна быть строго дозированной.

Вместе с тем роль каждого участника и содержание выполняемых им действий необходимо определить еще до начала эксперимента, как и их расстановка, выполняемые функции, содержание и последовательность опытов, варианты условий их проведения.

Опыты производятся в условиях, максимально сходных с теми, в которых происходило проверяемое преступное событие, что принципиально, поскольку обеспечивает достоверность результатов следственного эксперимента. Это значит, что опыты необходимо производить в том же месте, при такой же погоде, в той же обстановке, с использованием тех же или аналогичных предметов, воспроизводить положение свидетеля и наблюдавшихся им лиц, скорость их взаимного перемещения, условия освещения, наличие посторонних шумов, предметов, затрудняющих видимость и восприятие на слух, других условий, важных для правильной оценки полученных результатов.

Требование точного воспроизведения всех исходных условий не следует понимать буквально.

Важно копировать не все условия (что в ряде случаев практически невозможно). Необходим точный учет и воспроизведение именно тех условий, которые могут повлиять на обстоятельство, проверяемое в ходе следственного эксперимента.

При производстве экспериментов может возникнуть вопрос о возможности замены предметов, фигурировавших в расследуемом событии и приобщенных к делу в качестве вещественных доказательств, сходными или однородными, либо их макетами. Такая замена недопустима, если индивидуальные особенности предметов существенны для результатов опытов. Так, если предстоит проверить возможность открывания замка данным поддельным ключом, то при их замене однотипными замком и ключом результаты эксперимента утрачивают свое доказательственное значение.

Если проверяемое обстоятельство не связано с определенными условиями места и времени, то эксперимент можно проводить в любом удобном месте в рабочее время дня. Это, в частности, проверка наличия у обвиняемого, подозреваемого определенных навыков. Конечно, и здесь им должна быть создана соответствующая обстановка, предоставлены нужные материалы, инструменты, приспособления.

Важную роль играет повторение опытов в одних и тех же и специально измененных условиях. В первом случае учитывается воздействие различных случайных факторов, могущих повлиять на результаты. Во втором, если условия усложняются, а результат остается устойчиво положительным, его убедительность повышается. Таким образом, достоверными могут быть признаны только устойчивые результаты следственного эксперимента, полученные при неоднократном повторении опытов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)