Организация и коллектив

Наиболее полное совпадение формальных и неформальных структур присуще коллективу — высшей форме групповой организации. Основные признаки коллектива описаны в теории деятельностного опосредования межличностных отношений и групповых процессов известного советского социального психолога академика А.В. Петровского (р. 1924).

Отличие коллектива от организации рассмотрим на примере со-общества осужденных. Часто в выступлениях должностных лиц, в специальной литературе и даже в законодательстве (ст. 111 Уголовно-исполнительного кодекса РФ) используется термин «коллектив осужденных».

Не всякая организованная группа является коллективом, она может стать им только при наличии определенных условий, относящихся к особенностям организации, ее функционированию и цели деятельности.

Коллектив — это организованная группа, в которой члены объединены общими ценностями, целями и задачами деятельности, значимыми для группы в целом и для каждого ее члена в отдельности, где межличностные отношения опосредуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. Только группа, обладающая всеми перечисленными признака-ми, может считаться коллективом.

Итак, первый признак коллектива — наличие общей социально полезной цели. Вряд ли можно утверждать, что коллективы осужденных имеют своей целью помощь администрации в деле исправления. Создаются они действительно для этой цели, но способ их создания (принудительное объединение, навязанная извне цель) мало способствует тому, чтобы она приобрела личностный смысл для каждого члена.

А без этого весьма сомнительно считать ее имманентной целью коллектива. Как показывают исследования, две трети осужденных отрицают необходимость своего исправления, у них не сформирована установка на исправление, следовательно, они не поддерживают основную цель деятельности, на базе которой организуются коллективы осужденных, — исправление.

Однако объединение индивидов на основе общественно полезной деятельности (что отличает коллектив от банды), осознание и принятие ими цели этой деятельности — необходимый, но недостаточный признак коллектива. Уровень развития группы определяется также вторым признаком — характером внутригрупповых взаимоотношений.

Именно этот содержательный момент не учитывается в распространенном определении коллектива, в ко-тором формулируются только три признака: общность полезной цели, совместная деятельность, определенная организация. По-этому на характеристике данного признака остановимся несколько подробнее.

Группа может быть организована на основе общественно полез-ной деятельности. Члены группы придерживаются общей цели, но характер и содержание деятельности могут не влиять на межличностные отношения в группе и, значит, не оказывать воспитывающего воздействия на ее членов.

Возьмем для примера школьный коллектив, организующийся на основе общественно полезной (учебной) деятельности. Существующая форма учебной деятельности является совместной, но не коллективной.

Она не включает такого рода взаимоотношения и взаимодействия, которые определялись бы вкладом каждого в общий результат: когда личность оценивается по этому вкладу, а коллектив — по успешности достижения общего результата.

В такой группе доминируют межличностные отношения непосредственной зависимости — симпатии, привлекательности и т.д., не связанные с со-держанием совместной деятельности. Ведь довольно часто неформальными лидерами и «звездами» в классе являются отрицательно характеризующиеся ученики.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)