Организационная культура и поведение

Существует четыре основных подхода к определению организационной культуры, которые представлены в таблице 4.5.

Организационная культура и поведение

Необходимо отметить, что в научной литературе понятия «организационная культура» и «корпоративная культура» практически тождественны. Это связано с тем, что представители науки предполагают, что оба понятия культуры определяются одной и той же терминологией, то есть применяются понятия философии, идеологии, ценностей и норм, а также ожиданий, присущих любой предприятия и разделяемых всеми ее членами.

Однако, ряд ученых опровергли данный подход, выделив в рассматриваемом контексте три основных положения:

  1. Корпоративная и организационная культуры – это самостоятельные феномены, которые пересекаются лишь в таких элементах, как миссия, артефакты и условия труда в предприятия. Однако в корпоративной культуре уклон делается на ценности, а в организационной культуре – на фиксированные и регламентированные нормы.
  2. В организационную культуру входит корпоративная культура. Однако, данная точка зрения недостаточно сильно распространена.

Различия в способах их возникновения и формирования порождают различия в корпоративной и организационной культурах. Необходимо отметить, что существует достаточно большое количество подходов к выделению атрибутов, характеризующих организационную культуру на предприятии.

Однако, наиболее распространенной является позиция Ф. Харриса и Р. Моргана, которые предлагают рассмотреть организационную культуру на основе следующих характеристик:

  1. Осознание себя, а также своего места в компании.
  2. Наличие единой коммуникационной системы и языка общения (устрой и письменно речи, особенности невербальной коммуникации, жестикуляции и т.д.).
  3. Единые стандарты внешнего вида, формы одежды и представления себя на работе (наличие униформы или спецодежды, деловой стиль, косметика, прическа, опрятность и т.д.).
  4. Привычки и традиции сотрудников в еде (организация питания: наличие столовой, питание вне организации).
  5. Осознание времени, отношение к нему и его использование (установленная система тайм-менеджмента на предприятии).
  6. Особенности взаимоотношения между людьми (по возрасту, полу, статусу и власти, рангу и протоколу и т.д.)
  7. Разделяемые ценности и нормы в компании (осознание того, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также ожидания относительно определенного типа поведения).
  8. Вера во что-то или расположение к чему-либо (вера в руководство, успех, свои силы, взаимопомощь, помощь коллегам, отношение к конкурентам и т.д.).
  9. Особенности развития и научения работников осознанное или бездумное выполнение работы, особенности информирования работников, признание или отказ от логики в рассуждениях и действиях, подходы к объяснению причин).
  10. Мотивирование в компании и сформированная трудовая этика.

Проведя анализ указанных выше определений организационной культуры, можно предложить авторское определение данного понятия, а именно: организационная культура – своего рода совокупность организационных компонентов, которые разделяют кодекс поведения, основанный на общих ценностях.

Формирование организационной культуры следует рассматривать как исторический процесс, предполагающий организацию информационно- пропагандистской деятельности, мероприятий, институционализацию членов организации, в рамках которой осуществляется социализация и приобщение к общим ценностям.

Для организационной культуры компании характерна двойственная природа, которая характеризуется следующими характеристиками:

  1. На организационную культуру влияют цели, идеи и ценности, а также принятые нормы, стандарты и правила, существующие в компании.
  2. Организационная культура сама формирует систему корпоративных ценностей.

На практике, организационная культура состоит из набора традиций, ценностей, символов, общих подходов, мировоззрения членов организации, которые выдержали испытание временем. Общая схема организационной культуры представлена на рисунке 4.5.

Организационная культура и поведение

Выделение Э. Шейном трех указанных уровней считается в научной среде важнейшим этапом в исследовании организационной культуры, так как ему удалось не только выявить качественно различные элементы, но и установить существующие между группами данных элементов взаимоотношения, определив, при этом, их как иерархические отношения. Данная модель построения организационной культуры является универсальной и применима к любым организациям.

Среди и других теорий о структуре организационной культуры можно выделить модель М. Магуры, который приводит следующие ее составляющие:

  1. Поведенческие нормы, отражающие конкретные действия и определенное поведение сотрудников компании. Данные поведенческие нормы являются требованиями к поведению сотрудников в компании (формализованные и негласные), а работники воспринимают их как правильные действия в типичных рабочих ситуациях.
  2. Внешние проявления культуры организации, которые определяются действиями и поведением сотрудников в определенных ситуациях для достижения поставленных целей. Такие действия работников являются отражением общего состояния организационной культуры компании. При этом, очень важно определить то, как влияет культура организации на эффективность функционирования компании, нужно ли осуществить изменения в ней, насколько эффективно реализуется общекорпоративная стратегия.

Данная теория представлена нами в виде рисунка (рисунок 4.6).

Организационная культура и поведение

Итак, организационная культура является сложным многоуровневым явлением, что проявляется в большом количестве классификаций видов культур.

В компаниях существуют два основных вида культур:

  1. Доминирующая культура, которая выражает ведущие ценности компании, инициатива формирования которой идет от руководства, а основные идеи, нормы и ценности формализованы и закреплены в официальных документах организации.
  2. Субкультуры, которые формируются преимущественно в крупных организациях с большой численностью работников. Сформированные субкультуры отражают общие тенденции развития компании и основные проблемы, с которыми ей приходится сталкиваться.

Слабой организационная культура является, если она разделена на мелкие ничем не связанные части каких-либо ценностей и убеждений, в следствие чего возникают конфликты различных частей культуры и ее субкультур, что, в конечном итоге, приводит к снижению продуктивности деятельности организации и различным внутрикорпоративным проблемам

Признаки слабых организационных культур заключаются в следующем:

  1. В компании отсутствует четкое представление об общих ценностях и убеждениях, а также способах достижения в определенных ситуациях.
  2. Отдельные элементы компании не могут найти общую точку зрения относительно формирования общих ценностей, норм и правил поведения.

Общая характеристика различных типов культур представлена в таблице 4.6.

Типология организационных культур Камерона и Куинна базируется на рамочной конструкции конкурирующих ценностей. При формировании типологии Камерон и Куинн выявили 39 индикаторов, которые легли в основу исчерпывающего набора измерителей организационной эффективности.

При этом, каждый из 39 индикаторов был подвержен статистическому анализу, в результате чего было выявлено два ключевых измерения:

  1. «Гибкость-стабильность».
  2. «Внутренний фокус-внешний фокус».

Данные измерения формируют четыре квадрата, которые образуют свою культуру на основе конкретных представлений об эффективности, ценностях и стилях руководства.

Таким образом, типология Камерона и Куинна выделяет четыре основных вида организационной культуры:

  1. Иерархическая (бюрократическая) культура.
  2. Рыночная культура.
  3. Клановая культура.
  4. Адхократическая культура.

Типология организационных культур по Камерону и Куинну представлена на рисунке 4.7.

Различное сочетание данных параметров соответствует четырем различным типам культуры:

  1. Культура торговли, для которой характерно наличие быстрой обратной связи и относительно малым риском. Данный вид организационной культуры присущ торговым организациям, предприятиям по сбыту.
  2. Административная культура, для которой характерна низкая степень риска и медленная обратная связь. Данный тип организационной культуры присущ системе государственной службы.
  3. Инновационная культура, для которой характерно наличие высокой степени риска. Данный тип культуры наблюдается в инвестиционных банках, строительстве и промышленности.
  4. Спекулятивная культура, в которой присутствует большой риск в управлении, оправданный быстрым получением реальной отдачи. Данный вид культуры присутствует в политике, моде, игре на бирже, при операциях с ценными бумагами, а также в рекламном деле.

Типология организационных культур Ч. Хэнди основана на выделении таких параметров, как характер деятельности организации, ее структуру, отношения индивида и организации, процесс распределения власти и ценностные ориентации личности.

В соответствии со степенью проявления данных параметров выделяются следующие виды организационных культур:

  1. Культура власти, которая характерна для небольших организаций, зависящих от центрального источника власти.
  2. Культура роли, характерная для крупных организаций с механистической структурой со строгим функциональным распределением ролей.
  3. Культура задачи, которая наблюдается в небольших организациях с матричной структурой управления (НИИ, АО, конструкторские бюро и т.д.).
  4. Культура личности, присущая небольшим компаниям, предназначенным для обслуживания и помощи организация (адвокатские конторы, консультационные фирмы, творческие союзы).

Рассматривая особенности функционирования и развития организационной культуры необходимо отметить, что последние десятилетия в научной среде наблюдается значительный интерес к разработке и реализации корпоративной политики в области этики (Corporate Ethical Policies). Данное направление было создано в целях содействия этическому поведению среди менеджеров и работников предприятия.

Рост интереса к деловой этической политике обусловлен рядом факторов, в число которых можно включить следующие:

  1. Рост недоверия к предпринимательской деятельности.
  2. Возрастающий спрос на более высокий уровень качества жизни населения.
  3. Желание работников минимизировать действия руководителей, направленных на извлечение только собственной выгоды.
  4. Понимание высокой мощности корпораций, а также необходимость регулирования отдельных групп интересов.
  5. Рост общественного интереса к вопросам этики бизнеса и большая осведомленность в них.

В основе корпоративной политики в области этики лежат определенные корпоративные документы (убеждения корпорации, миссия и ценности, принципы ведения бизнеса и аналогичные документы), определяющие философию, ценности и нормы компании, а также кодекс поведения, обозначающий правила работы в компании, а также в ситуациях, которые могут возникнуть непосредственно на рабочем месте.

Интересно
Необходимо отметить, что разработка и внедрение корпоративной политики в области этики стало значительным социальным явлением в большинстве корпораций. Развитие корпоративной политики в области этики началось в США, затем распространилось на Европу, Канаду и Японию. Последнее время данная практика получает свое распространение в странах Латинской Америки.

Еще одной мерой, предусмотренной в корпоративной политики в области этики, является принятие во внимание этических норм при подборе персонала, оценке и продвижении. Результаты исследований показывает, что данное обстоятельство является обычной практикой в компаниях любого типа во всех странах, т.е. независимо от того, есть ли в компании официально закрепленные документы по регулированию этического поведения или нет.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)