Опросники на определение уровня тревожности школьников

В данном случае также целесообразно ограничиваться тек­стовыми методиками выявления уровня тревожности, допол­няя их данными проективных рисуночных методик.

При всем разнообразии существующих процедур достаточно трудно по­добрать те, которые будут успешно служить целям школьной прикладной психодиагностики.

Скажем, традиционно исполь­зуемые шкалы Спилбергапредставляются нам недоста­точно культурно адаптированными и чрезмерно физиологич­ными.

Многие личностные опросники, исследующие в том чис­ле и такую личностную доминанту, как тревожность (ПДО, например), созданы в клинических традициях и к ним может быть отнесен тот же упрек, что и к Карте наблюдений Стотта.

Работая с ними, подростки отмечают, что их состояние ухудшается под воздействием большого количества эмоционально негативных суждений, которые нужно соотнести с собой.

С нашей точки зрения, в диагностическом минимуме пси­холога прежде всего интересует, связаны ли для ученика раз­личные школьные ситуации с высокой эмоциональной напря­женностью и негативными переживаниями.

Если да, то в чем проявляется напряженность, к каким последствиям приводит и в каких сферах школьной жизни прежде всего локализуется. То есть последовательно ставится следующий ряд вопросов:

  1. Наблюдаются ли тревожные реакции или состояния в различных ситуациях школьной жизни и каковы их конкретные проявления?
  2. В каких сферах школьной жизни проявляется тревожность?
  3. К каким последствиям для деятельности, психическо­го состояния и общения с окружающими приводит высокая эмоциональная напряженность школьника?

Частично такую информацию можно получить, анализи­руя данные психолого-педагогической карты, собственных наблюдений психолога, опросов родителей.

В виде определенных признаков она содержится в рисунках. Однако часто необхо­димо и непосредственно изучать тревожность, прибегая к ди­агностике самих школьников. Это можно сделать с помощью различных тестовых процедур.

Для работы с младшими подростками мы рекомендуем использовать тест школьной тревожности Филлипса. Методи­ка переведена и адаптирована Е. В. Новиковой.

Данный оп­росник ориентирован на выявление высокого уровня тревож­ности подростка, проявляющегося в различных учебных и социальных ситуациях школьного взаимодействия. Опросник позволяет не только определить общий уровень тревожности, но и найти сферу преимущественной локализации тревожных проявлений.

То есть появляется возможность говорить о при­чинах и предполагаемых предпосылках негативных эмоцио­нальных переживаний ребенка.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)